Он прожил долгую жизнь, разделенную почти поровну на две половины – русскую и американскую. В России он известен, но только в среде художников; в Америке его картины ценятся очень высоко, и известен он там как "старый" мастер и как "художник художников". Мастер живописи, рисунка, скульптуры, резки по дереву и керамики, архитектурной работе, - то, что видел он, и чего касались его руки, он превращал в произведение искусства.
Николай Фешин родился в Казани 26 ноября 1881 года (по новому стилю) в семье резчика иконостасов. В четырнадцать лет он поступил в Казанскую художественную школу, где проучился до 1900 года, в 1901 году по рекомендации школы был принят в Академию художеств в Петербурге, в мастерскую Репина, которую окончил в 1909 году. В годы учебы изучал жизнь и культуру местных народов, - чувашей и марийцев, - не раз бывал в г. Чебоксары у своих родственников Тепловых, писал их портреты. Его картина «Портрет неизвестной» (1908) в 1909 году была удостоена золотой медали на международной выставке в Мюнхене и приобретена музеем Академии Художеств, а конкурсная программная работа «Капустница» принесла Николаю Фешину звание художника и право на пенсионерскую поездку за границу. Художник ограничился заграничной поездкой летом 1910 года.
В 1909 году Фешин вернулся в Казань и стал преподавателем в местной художественной школе.
В картинах Николая Фешина 1900-х годов доминировал импрессионизм. Эти картины были динамичны, красочны и реалистичны. Примером таких работ могут служить «Черемисская свадьба» (1908), находящаяся ныне в The National Cowboy & Western Heritage Museum, г. Оклахома-Сити, США) и «Обливание» (1911), в Музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани.
С 1910 года художник регулярно участвовал в международных выставках в Европе и США. В 1916 году Николай Фешин стал членом ТПХВ и получил звание академика живописи.
Наиболее значительные произведения художника были написаны в период с 1910 по 1920 годы. Особенно он знаменит своими портретами, к которым относятся «Портрет Вари Адоратской» (1914), «Портрет Н. М. Сапожниковой» (1916) и «Портрет отца» (1918).
В 1923 году Фешин получил предложение преподавать в Нью-Йорке и уехал в США. Сначала художник жил в Нью-Йорке. Там у него развился туберкулёз, и врачи посоветовали ему переехать в местность с более сухим климатом. С 1927 года художник поселился в Таосе (штат Нью-Мексико), где построил дом-студию с «неофольклорной» резьбой собственного исполнения.
В конце 1930-х годов Фешин стал путешествовать по Мексике, Японии и Индонезии, снимал студию в Пасадене, затем в 1947 году окончательно переселился в Санта-Монику.
Умер Николай Фешин в Санта-Монике (ныне пригород Лос-Анджелеса) 5 октября 1955 года.
Портрет Вари Адоратской (1914)
Портрет Н. В. Сапожниковой (1915)
Портрет дочери Ии
Портрет отца. 1918
Портрет Катеньки. 1912
Фешин Николай Иванович. Портрет Н.Н.Кротовой. 1923
Портрет Н.М.Сапожниковой. 1916
Обнаженная в ванной. До 1923
Натурщица. 1913
Купальщица. 1910
Лето.1924
Портрет неизвестной(дама в лиловом) 1908
Фешин Николай Иванович. Автопортрет. 1920
"Поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского", были восхищены американские зрители в 1910 г., когда впервые увидели портреты, созданные Н. И. Фешиным.!)
"В России он известен, но только в среде художников---" Неправда Ваша: Фешина чтили и чтут многие "рядовые" казанцы, даже те, кто совсем далёк от искусства. В изомузее время от времени организуют солидные экспозиции его картин.
Гениальность этого человека видна в лицах этих людей, по ним можно давать характеристику человека, здесь и надменность, и простота, и мудрость этого старика-мексиканца, и красота юных дарований, и умный взгляд , и гордость, и нежность , и мечтательность, и страдание, и любовь, и радость и блаженство, такие качества человека; а природа нравится тем действительным утверждением правды, которую редко кто рисуют, это настоящая непогода с размытостью дорог и казалось бы "не очень прекрасным пейзажем" - но это просто восхитительно - так точно отображать ее стороны времен года !!! Супер !!