Михаил Александрович Врубель. Его искусство и сегодня продолжает будить душу
Неужели,по-твоему, красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу, который может поднять любой прохожий? Красота - это удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания.И когда она уже создана, не всякому дано ее узнать. Чтобы постичь красоту, надо вжиться в дерзания художника.Красота- мелодия, которую он поет нам, и для того чтобы она отозвалась в нашем сердце, нужны знание, восприимчивость и фантазия"
("Луна и грош")
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,
И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...
Осип Мандельштам
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность.Напоминающая о зыби морской, раковина будила в воображении звучания морской стихии, звуки моря.Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами.
Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью,покрытой слоящимся сияющим перламутром.
"Врубель мало выезжал теперь,мало видел кого,отвернулся от обихода и увидал красоту жизни,возлюбил ее и дал "Жемчужину", ценнейшую.Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами "что" и "как".
"Жемчужная раковина" (или просто "Жемчужина", как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство.
"Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский", - говорил Врубель.
Михаил Врубель.Автопортрет.1905.Бумага на картоне,акварель,уголь,гуашь,сангина,пастель.Государственный Русский музей
Цветы в синей вазе.1886-1887.Бумага,акварель
Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) - по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени - от этого возникает отчетливое ощущение "дышащей" картины. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства.
" ........ Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо ....... " (А. Блок).
Сирень.1900. Холст, масло. Третьяковская Галерея
Восточная сказка 1886-бумага на картоне,акварель,белила,лак.Музей Русского Искусства.Киев
Девочка на фоне персидского ковра.1886.Холст,масло. Музей Русского Искусства.Киев
Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказкам.
Царевна-лебедь. 1900. Холст, масло.Третьяковская Галерея, Москва,
Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане.Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...
Невероятная благость разлита в холсте.Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой. Все как будто заколдовано. Но вы слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.
Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил Александр Блок. Ею навеяно небольшое стихотворение
Дали слепы, дни безгневны,
Cомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Cнова полетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!
" Крылья - это родная почва и жизнь"
"Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою!" - писал Михаил Врубель.
Снегурочка 1890.Бумага,акварель,мелки. Рязанский Художественный музей
Утро.1897.Холст,темпера.Государственный Русский музей,Санкт-Петербург
Картина "Пан" единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». В картине "Пан" эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего. Сумерки. Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой румяный месяц. О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.
Пан.1899.Холст,масло.Третьяковская галерея
Пан - в древнегреческой мифологии - божество стад, лесов и полей. Пан козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей.
Летят в свинцовых сумерках, оседлав волшебных скакунов, доктор Фауст и Мефистофель. Вьются гривы могучих коней, развеваются от дьявольского полета плащи. Задумчив взор Фауста, устремленный в неясные просверки будущего. Тяжесть страшной клятвы лишает его прелести ощущения полета. Свобода - лишь призрак. Мефистофель зрит смятенность жертвы. Его сверкающий взор проникает в самое сердце Фауста.
Полёт Фауста и Мефистофеля.1896.Холст,масло.Третьяковская галерея.Москва
Безумье, скаредность, и алчность, и разврат
И душу нам гнетут, и тело разъедают;
Нас угрызения, как пытка, услаждают,
Как насекомые, и жалят и язвят.
Упорен в нас порок, раскаянье - притворно;
За все сторицею себе воздать спеша,
Опять путем греха, смеясь, скользит душа,
Слезами трусости омыв свой путь позорный.
И Демон Трисмегист, баюкая мечту,
На мягком ложе зла наш разум усыпляет;
Он волю, золото души, испепеляет,
И, как столбы паров, бросает в пустоту;
Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья
И, смело шествуя среди зловонной тьмы,
Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы
Без дрожи ужаса хватаем наслажденья.......
Шарль Бодлер "Цветы зла"
Демон сидящий.1890.Холст,масло.Третьяковская галерея.Москва. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
Последняя картина врубелевской демонианы - Демон поверженный - относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.
Демон поверженный.1902.Холст,масло.Третьяковская галерея.Москва.Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
Последняя картина врубелевской демонианы - Демон поверженный - относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.
"Михаил Александрович пишет большую картину - Демон повергнутый, но все же великолепный. Местность скалистая… ящерицы, освещение вечернее, Демон полуобнажённый лежит на плаще, который прикреплен великолепными красками из драгоценных камней…", - писала о новой картине Врубеля в ноябре 1901 года Надежда Забела, жена художника.
С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Демон Врубеля - воплощение "прекрасного зла" и "злой красоты" - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз.
В картине Демон поверженный Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами. И в созданном художником образе запечатлелась ярость происшедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу. Михаил Врубель изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона.
Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака отделился свет,
И, ангел радостный, он в первый раз
Взглянул на будущность. И сколько лет,
И сколько тысяч лет с тех пор прошло!
И он уже не тот. Его чело
Померкло… он один, один… один…
Враг счастья и порока властелин.
В сложной, многогранной судьбе Врубеля не было с самого года рождения безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая с семьей из одного города в другой. Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, затем долгие, долгие годы непризнания, тяжелая болезнь и вот наконец после порога пятого десятка лет намечается перелом.
Наконец в 1896 году вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой.
Портрет жены художника Н.И. Забелы-Врубель в летнем туалете.1898. Холст,масло
Врубель был счастлив в браке, жена его с огромным успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы, и его собственная репутация – по крайней мере в художественных кругах – неуклонно росла. В 1901 году у Врубелей родился мальчик, названный Саввой. В течение пяти лет, пока не разразилась беда, оба были счастливы, и для обоих эти пять лет оказались временем высшего творческого подъема.
Портрет сына художника. 1902. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург,
Вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, Врубелем стало овладевать мрачное лихорадочное возбуждение, появлялись первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. В феврале 1903 года Врубель вышел из лечебницы, но ненадолго. Постоянная депрессия и внезапная смерть сына – и Врубель вновь вынужден лечь в больницу. С небольшими перерывами болезнь длилась до конца жизни художника. То в одной, то в другой лечебнице — провел он последние годы жизни, медленно угасая. Забела всегда была рядом. Она навещала Врубеля в больнице, часто ему пела.
В последние годы жизни Врубель создает последний образ своей музы – картину После концерта (1905). Здесь она изображена отдыхающей на кушетке возле горящего камина. На ней одно из тех необыкновенных концертных платьев, которые Врубель для нее изобретал, - платье из нескольких прозрачных чехлов различного цвета, подобное экзотическому цветку. Часто платья были неудобны, но Забела их безропотно носила, она всецело доверяла художественному чутью мужа. Любовь Надежды Ивановны помогала Михаилу Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество.
После окончания концерта.У камина.1905.Не окончен..... Холст,пастель,уголь.Третьяковская галерея.Портрет Н.И.Забелы-Врубель.
Картина После концерта не была закончена – художник к тому времени уже почти ничего не видел, путал краски, брал не те кисти и, наконец, вынужден был прекратить работу над этим произведением.
Потеряв зрение и желание жить, Михаил Врубель умер в 1910 году от пневмонии, всего за несколько минут до прихода своей возлюбленной. А через три года Надежда Ивановна, вернувшись с концерта, внезапно скончалась после непродолжительного приступа.
Фреска Богоматерь с младенцем. Церковь св.Кирилла.Киев
Фрагмент фрезки богоматерь с младенцем
Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно,иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху
и широте творческого диапазона.
Его искусство и сегодня продолжает "будить душу от мелочей будничного величавыми образами".