Микалоюс Константинас Чюрлёнис (Mikalojus Konstantinas Сiurlionis). Он повторил искусством мирозданье...
"Вселенная представляется мне большой симфонией; люди - как ноты."
Художник, музыкант и поэт Микалоюс Константинас Чюрленис.
Игрушечкой нежное царство
Держали король с королевой.
Светились их лица любовью
Друг к другу хрустальной и детской.
Так бережно, так осторожно,
Что даже постичь невозможно.....
Точный сюжет «Сказки королей» неизвестен. Ее волшебство в том, что она включает воображение зрителя, приглашая сочинить тот сюжет, который ему хочется видеть на картине и в собственной жизни. Ведь в жизни у каждого своя сказка........
Сказка королей
Посмотри, что у меня в руках -
маленькое чудо - новый Мир!
Я его принес издалека,
где твои ладошки, на - возьми.
Он рожден в горниле дальних звезд,
он был мал, беспомощен и слеп.
Я тебе его в подарок нес -
самой дорогой из Королев.
Погляди, он светится в ночи -
ласковый, животворящий свет.
Этим светом мы подарим жизнь
самой лучшей из твоих планет.
Светом мы растопим шапки льда,
воздух, землю, воду оживим,
а на небосклон - взойдет звезда,
названная именем твоим
Завари на кухне крепкий чай...
Я - Король, и кое-что могу:
сохраню и буду защищать,
только от тебя - не сберегу...
Ты с ним свысока не говори,
он возьмет - и просто не поймет.
От непонимания - сгорит,
а от невнимания - умрет.
В заполошной суматохе дней
может потеряться по пути,
а найти... найти всегда трудней,
можно ведь и вовсе не найти.
Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?
Или ждешь еще каких-то слов?
Дай мне руку - вот мое плечо.
Кто сказал, что Мир - не есть Любовь...
Сказка Замка
Помнишь ли ты море, черный закат?
...Слышишь, как шумят волны?
И играют, и поют. Помнишь?
А большие волны помнишь?.. Помнишь,
какой шар света ты принесла
мне тогда, когда я еще не знал тебя?
Говори со мной, говори много, часто,
как говорила еще до нашей встречи.
И всегда держи в своих ладонях
этот великий огонь...
Жизнь Чюрлёниса была очень короткой. Он умер в самом расцвете творческих сил, на пороге всеобщего признания и славы, накануне самых великих своих свершений, не успев осуществить многое из задуманного. Подобно метеору, вспыхнул и погас его художественный дар, оставив нам искусство уникальное, неповторимое, рожденное воображением самобытной творческой натуры; искусство, которое Ромен Роллан назвал "совершенно новым континентом". В нем - ощущение беспредельности и величия Вселенной, в нем - борьба могучих стихий, преодолевая которые Человек устремляется к истинному, доброму, прекрасному.
Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле. И буду
долго, долго смотреть на все,
чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах...
Рай
Любовь — это восход солнца, полдень
долгий и жаркий, вечер тихий и
чудный. А родина его тоска.
Любовь — это старая песенка.
Любовь — это качели радуги,
подвешенные на белых облаках.
Любовь — это мгновение блеска
всех солнц и всех звезд.
Любовь — это мост из чистого золота
через реку жизни, разделяющую
берега «добра и зла».
Любовь — это крепкие белые крылья.
Любовь — это старый сосновый лес
в жаркий полдень, это отдых в лесу
под убаюкивающий шум сосен.
Любовь — это дорога к солнцу,
вымощенная острыми жемчужными
раковинами, по которым ты должен
идти босиком.
Его отец был литовцем, мать - немкой. Он учился в русской школе,говорил по-польски, от матери слышал множество народных песен и сказок: немецких,польских,литовских. Именно они воспитали в Чюрленисе художника. С раннего детства проникли они в его сознание и стали частицей души.От отца (органиста в костёле) – унаследовал способности к музыке.
Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет,попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра.Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. А когда Чюрлёнису исполнилось 18 лет, князь предложил ему материальную поддержку для продолжения учебы в Варшавской консерватории. С Варшавой были связаны следующие 12 лет его жизни – годы интенсивного внутреннего развития. Судя по записным книжкам, кроме музыки, его интересовали: геология, химия, физика, философия - все, что могло создать целостную картину мира, которая затем отразилась в его картинах. Живописи Чюрлёнис начал обучаться в 27 лет, зарабатывая на жизнь уроками музыки. Через 4 года – выставка Варшавской художественной школы в Санкт-Петербурге, и успех представленной там серии его фантастических пастелей. В его мистическом, туманном творчестве увидели самобытный стиль художника, привыкшего грезить звуками. Впоследствии он сблизился с художниками объединения "Мир искусства".
"Я вышел с выставки на улицу и ходил удивленный. Почему-то стало тревожно.
Неужели мои картины доставляют такую радость?"
…Говоря об учениках варшавской школы, - писал критик Н. Брешко-Брешковский, - нельзя ни в коем случае обойти молчанием длинной серии фантастических пастелей Чурлёниса.Он,кроме того,и музыкант, окончивший две консерватории. Его музыкальностью и объясняется отчасти его мистическое, туманное
творчество. Видишь сразу перед собой художника, привыкшего грезить звуками. Представляется, что из этого Чурлёниса может выработаться самобытный художник. Даже теперь, на заре своей деятельности, он совершенно самобытен, никому не подражает, прокладывая собственную дорогу.
Покой
Как он зовётся?
Тишайший Остров.
Тишайший Остров,
Чья голова так схожа с головою сфинкса,
Который только канувшее в Лету зрит,
Чьи сетлые глазницы вечного сновидца
Припорошила пыль погибших пирамид.
Тишайший Остров,
Чья голова совсем, как туловище яхты,
Остервенелым валом шваркунутой на мель,
Чьи светлые глазницы - точно небо Ялты:
В ночи - костёр, днём - выцветшая акварель.
Тишайший Остров,
Чья голова, как голова Левиафана,
Заметная и в толчее библейских слов,
Чьи светлые глазницы вижу постоянно
В прозрачном сумраке своих последних снов.
(В ничто окошко.
Забвенья роскошь.)
Погост погостов -
Тишайший Остров.
Эдуардас Межелайтис.
Покой
Мосты
Наряду с фортепианными сонатами и фугами существуют картины "Соната звезд, Соната весны, Соната солнца, Фуга"; поэтический цикл "Соната осени". Общность их в тождестве образов, в тонком ощущении колорита, в стремлении воплотить вечно повторяющиеся и вечно изменчивые ритмы Природы - великой Вселенной, порожденной воображением и мыслью художника: ...
"Чем шире крылья распахнет, чем больше круг обогнет, тем легче станет, тем счастливее будет человек"... (М. К. Чюрленис).
Приветствие Солнцу
Соната Солнцу. Аллегро
Соната Солнцу. Скерцо
Соната Солнцу. Финал
Гимн
Соната морю. Аллегро
Соната морю.Анданте
Соната морю. Финал
Соната Звёзд. Аллегро
Соната Пирамид. Аллегро
Весна. Анданте
Весна -
Опять сирени петь,
Ручью дрожать, ручью кипеть.
И Неман неба - как река,
Где льдины, а не облака.
Весна,
В берёзах кровь твоя
Зелёная - о, кровь моя!
У луга зябкого, у лога -
Свободы лёгкая тревога.
Она - то облаком над нивой,
То у реки набухшей ивой,
то ласточкой под неба своды -
Тревога лёгкая свободы.
А колокол мне вновь и вновь
Гудит - всё радость и любовь,
Любовь и радость - счастлив будь,
Мой брат земной! И сердце - в путь,
Как всадник - что ему дорога!
Свободы лёгкая тревога!
Саломея Нерис.
Соната Весны. Финал
Соната лета. Скерцо
Зима
Из серии Зима
Из серии Зима
Сотворение Мира
Сотворение Мира
Из серии Потоп
Сотворение Мира
Сотворение Мира
Сотворение Мира
"Истина". Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем, слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина? Путь к ним тернист. И всё же:"А ты иди, иди без устали... Смотри с высоких башен..."
Истина
Притча М.К.Чюрлёнис
Старик, жизнь которого подошла к концу, завещает юноше вступающему в жизнь: "А ты иди, иди без устали... А я останусь здесь. Погоди, сын, забыл я: смотри с высоких башен и увидишь дорогу. А если цель будет далеко и старость тебя настигнет, знай, что там тоже будет скамейка, предназначенная для вестников. И всегда на ней молодые люди. Ну а сейчас иди,- так сказал старик. И я пошёл дальше и смотрел с высоких башен..."
Весть
Дружба
Рекс
Прошлое
Ангел
Всё своё творчество он отдал на служение стихийной обожествлённой природе, то кроткой, ясной, улыбающейся, то гневной, помрачневшей, карающей… В нём много смутного, недоговорённого. Как в звуках!
_______________
"Я шёл один. Ночь светлая. Настроение тоже просветлённое. Небо окутано зеленоватым туманом. Кое-где звезда, будто заблудившаяся, попавшая в сети мушка, трепещет золотыми крылышками, а в самом центре луна-паук смотрит значительным, мигающим большим глазом. И всё происходит в какой-то священной тишине. Дальнейший путь был ещё прекраснее. Луна закатилась и ярко засверкали звёзды, чудеснейшая часть небосвода: Орион, Плеяды, Сириус... В подобные мгновения хорошо забыть, откуда ты и куда идёшь, как тебя зовут, и смотреть на всё глазами ребёнка. А когда это кончается и приходишь в себя, становится жаль, что так давно уже живёшь, так много пережил... Если бы можно было жить так, с постоянно раскрытыми глазами на всё, что прекрасно". (М. К. Чюрлёнис)
Чюрлёнис шел по Млечному Пути.
Он увидал рожденье звездной бури.
И ангелы из золотой лазури
К его ногам пытались снизойти.
И говор волн, и рокот струн еще
В его ушах звучали наважденьем,
Но чей-то голос окрылил плечо,
Раздвинув мрак внезапным пробужденьем.
И он сошел зачем-то в этот мир,
И в заревах Любви и Созерцанья
Он повторил Искусством мирозданье
И созвал нас на свой богатый пир.