Турецко-российская империя ~ Мехмет Сейфеттин Эрол (Mehmet Seyfettin Erol) ~ "Milli Gazete", Турция
Эффект от однодневного визита президента РФ Владимира Путина в Турцию превзошел все ожидания. Возможно, важнейший из множества вопросов, на которые сейчас все пытаются найти ответы, заключается в том, какой масштаб в предстоящий период приобретет энергетическое сотрудничество России и Турции.
Посыл Путина был, очевидно, направлен на развитие турецко-российских отношений, которые, начавшись в период национально-освободительной борьбы Турции во главе с Ататюрком, в определенный момент прервались из-за политики Сталина, а затем никак не могли выйти на свой подлинный курс.
В ходе наполненного сюрпризами визита Путин не дал названия только одному объединению, что, разумеется, было весьма уместно. В противном случае стало бы очевидно, что итоги этого визита указывают на становление определенного «евразийского союза». Но его появление — лишь вопрос времени.
Этот новый процесс, при котором в центре отношений находится энергетика, несомненно означает, что кошмар, тяготивший Запад на протяжении последнего столетия, начинает сбываться. Но главный ужас для западных стран состоит в том, что этот кошмар будет далеко не последним.
***
Обратимся к вопросу турецко-российских отношений. Когда в наши дни в гораздо более масштабной форме стали возникать угрозы, с которыми Турция и Россия уже сталкивались в 1920-х годах, в исторической памяти Анкары и Москвы это, по всей видимости, создало эффект дежавю.
В этой новой атмосфере угроз в контексте Кавказа, а затем Черного моря и Ближнего Востока, которые были нацелены на то, чтобы втянуть каждую из двух стран в гражданскую войну и процесс балканизации, у обеих держав вновь сработали «глубокие рефлексы».
В этой связи ничуть не случайно, что отношения, которые после потрясений 1938 года были прерваны в 1945-м году, а затем уже не могли обрести прежнего качества, после терактов 11 сентября стали стремительно возвращаться к своим историческим кодам. В воздухе стала витать идея союза на основе евразийского сходства.
Поэтому подписанный в ноябре 2001 года План действий по развитию сотрудничества между РФ и Турцией в Евразии стал некой дорожной картой, в соответствии с которой стороны договорились, несмотря ни на что, не вступать в конфликт. А к 2010 году благодаря этой карте отношения получили новый импульс развития.
Анкарские события показывают, что реализация целей, поставленных в 2010 году, была ускорена, и процесс вот-вот вступит в завершающую стадию. Следовательно, мы становимся свидетелями возникновения «союза других», который существенно изменит курс глобальной борьбы сил.
***
Основу этого объединения, бьющего по самому больному месту Запада, составляет многомерная «энергетическая безопасность». Последний ход Путина по части «Южного потока», на самом деле, не является ничем иным, кроме как попыткой привлечь на свою сторону крупнейший козырь, который Запад сам пытается использовать против России. Строго говоря, Россия желает лишить Запад альтернативы.
Это ход, в результате которого в выигрыше, в основном, остается Россия. Благодаря этому маневру последних минут Россия, с одной стороны, не теряет Турцию, с другой — продолжает с ее помощью сохранять монополию в энергетике. По оси тюрко-исламского мира здесь присутствует мультипликационный эффект. Его вовлечение в данный процесс способно в один момент разрушить все существующие в мире уравнения и балансы.
Вне всякого сомнения, без Турции политика Запада в области энергобезопасности означает проигрыш во всех регионах! Сначала на Кавказе, Ближнем Востоке, Балканах, в Восточном Средиземноморье, Черном море, а затем и в Иране, Афганистане, Средней и Южной Азии.
Поэтому когда российский лидер заявляет, что из-за позиции ЕС проект «Южный поток» отменяется, при этом Россия готова обеспечить спрос Турции на энергоносители и создать новый трубопровод, это еще достаточно скромно по сравнению с теми вероятными эффектами и потерями, что были упомянуты выше!
***
Никогда не стоит забывать, что к этому процессу могут присоединиться Германия и Иран. По крайней мере, с точки зрения Ирана это выглядит вполне вероятным. Кроме того, желание, возникшее на повестке дня в начале 2000-х годов на конференции в Стамбуле, практически сбывается из-за политики США (Запада), которая совсем не внушает доверия.
Изначально претворение этого проекта в жизнь идет вразрез с интересами США (Запада), но, с другой стороны, с точки зрения всего мира его можно рассматривать как вероятность возникновения своеобразной «буферной» силы между США (Западом) и Китаем.
В ответ на возможные попытки саботировать этот проект не следует игнорировать инструменты, которыми располагают Турция и Россия. Сейчас огромную роль буду играть дополняющие друг друга особенности двух стран, а также позиция других региональных и глобальных сил, поддерживающих идею многополярного мира.
Учитывая все происходящие в этой связи события, можно утверждать, что Турция и Россия запустили очень сложный и щекотливый процесс во внутренней политике. Политическая история знает немало примеров, где это кончилось неудачей. Вспомним, например, незавершенные усилия Мендереса (премьер-министр Турции с 1950 по 1960 годы, в результате переворота 1960 года смещен со своего поста, отдан под суд и приговорен к казни — прим.пер.).
Интервью Владимира Путина турецкому информационному агентству «Анадолу»
28 Ноябрь 2014
В преддверии государственного визита в Турецкую Республику Владимир Путин дал интервью информационному агентству «Анадолу».
ВОПРОС: Какие конкретные задачи в политической, экономической и культурной областях российско-турецких отношений Вы будете ставить в ходе заседания Совета сотрудничества высшего уровня? В чём причины того, что в целом двусторонние отношения остаются тёплыми, несмотря на политические расхождения по некоторым региональным вопросам?
В.ПУТИН: Предстоящий государственный визит в Турцию и участие в пятом заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня являются важным этапом в продвижении отношений между нашими государствами. Благодаря общим усилиям все последние годы эти отношения развиваются в конструктивном, доверительном ключе, в духе добрососедства, на основе равноправия и взаимного учёта интересов.
С Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом планируем обсудить основные вопросы российско-турецкого сотрудничества, включая реализацию совместных стратегических проектов в энергетической сфере, подведём итоги нашего взаимодействия за прошедший год, наметим задачи на перспективу и, конечно, обменяемся мнениями по ключевым международным и региональным проблемам.
Турция была и остаётся значимым внешнеторговым партнёром России. В 2013 году товарооборот между нашими странами составил 32,7 миллиарда долларов США. Общий объём накопленных российских прямых инвестиций в Турции превышает 1,7 миллиарда долларов США, а турецких в России – приближается к миллиарду, и в наших общих интересах закрепить эту положительную тенденцию.
На повестке дня совершенствование структуры товарооборота за счёт высокотехнологичной продукции, развитие производственной кооперации. В этом направлении у нас уже реализуется ряд важных совместных проектов. Так, Магнитогорский металлургический комбинат модернизировал и расширил мощности Искендерунского сталелитейного завода (инвестиции – 2 миллиарда долларов). Российский холдинг «ГАЗ» и турецкая компания «Мерса Отомотив» создали автосборочное предприятие в провинции Сакарья.
Одно из перспективных направлений – взаимодействие наших стран в освоении космоса. 15 февраля этого года состоялся успешный запуск российской ракетой-носителем турецкого телекоммуникационного спутника «Турксат-4А». В следующем году рассчитываем запустить второй спутник – «Турксат-4Б».
Отмечу и то, что в России сейчас работает около 100 турецких строительных компаний, в том числе некоторые из них участвовали в возведении инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи. Рассчитываем, что этот опыт будет успешно применён и в дальнейшем при строительстве объектов для крупных международных спортивных мероприятий, которые пройдут в России в ближайшие годы.
Активно развиваются двусторонние связи в гуманитарной сфере. В феврале этого года в Анкаре заработал Российский центр науки и культуры. В Москве планируется открытие Центра турецкой культуры имени Юнуса Эмре, выдающегося турецкого поэта XIII–XIV веков.
На протяжении последних десятилетий Турция является одной из самых посещаемых российскими туристами стран. Во многом этому способствует безвизовый режим для краткосрочных поездок. За весь 2013 год в Турции побывало около 4,3 миллиона россиян, а в январе–сентябре этого года – уже 4,1 миллиона. Рассчитываем, что проведение в наших странах перекрёстного Года туризма позволит значительно увеличить этот туристический поток, со своей стороны будем всегда рады турецким гостям.
Такие интенсивные многоплановые связи – залог того, что российско-турецкие отношения носят устойчивый характер, не зависят от текущей конъюнктуры, в них сохраняется преемственность. Разумеется, наши позиции по каким-то вопросам могут не во всём совпадать или даже расходиться. Это естественно для государств, проводящих самостоятельную внешнюю политику. Вместе с тем, и это главное, у нас есть понимание значимости партнёрства между нашими странами и народами, общее стремление продолжать взаимовыгодный диалог, который Россия высоко ценит.
ВОПРОС: Турция ведёт подготовку к зимнему периоду в сфере потребления природного газа. Какие у Вас планы относительно увеличения поставляемого в Турцию газа и пересмотра цен на него? Насколько масштабны планы России по развитию сотрудничества с Турцией в целом в энергетике и в сфере мирного атома в частности?
В.ПУТИН: На протяжении последних десятилетий энергетика играет роль локомотива нашего торгово-экономического сотрудничества. Турция – второй по объёмам (после Германии) покупатель российского природного газа, который направляется по «Западному коридору» – транзитом через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии, а также по трубопроводу «Голубой поток». В прошлом году Россия поставила в Турцию 26,6 миллиарда кубических метров, а по итогам текущего – скорее всего, превзойдём прежний показатель.
Хорошо понимаем, как важны российские энергоресурсы для развития экономики и социальной сферы Турции. Поэтому всегда положительно реагируем на обращения по вопросам, касающимся экспорта газа. В октябре достигнута принципиальная договорённость об увеличении с 16 до 19 миллиардов кубических метров в год поставок по газопроводу «Голубой поток» и проведении необходимых для этого работ. Наши эксперты держат этот вопрос под постоянным контролем.
Что касается определения стоимости дополнительных объёмов, то этот вопрос требует тщательной проработки по линии заинтересованных компаний, в том числе с учётом реалий турецкого газового рынка.
В рамках диверсификации экономического партнёрства с Турцией мы намерены вместе определять стратегические направления работы, включая высокотехнологичные области, среди них и ядерная энергетика. В декабре 2010 года подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турции. Реализация этого масштабного проекта стоимостью около 20 миллиардов долларов США идёт по графику и позволит укрепить энергобезопасность Турции, создать новые рабочие места, в том числе за счёт подключения к выполнению работ турецких компаний.
Фактически в вашей стране создаётся новая перспективная отрасль, для которой мы сейчас помогаем подготовить квалифицированных специалистов. С 2011 года в Россию на обучение уже направлены четыре группы студентов из Турции общей численностью более 250 человек.
ВОПРОС: Какие Россия видит возможности по стимулированию роста торгового оборота между двумя странами, какие показатели могут быть достигнуты?
В.ПУТИН: Высоко ценим самостоятельность решений Турции, в том числе по вопросам экономического сотрудничества с Россией. Турецкие партнёры не стали жертвовать своими интересами ради чьих-то чужих политических амбиций. Считаю, что это по-настоящему продуманный и дальновидный расчёт.
Позиция вашего правительства открывает новые горизонты для наращивания двустороннего товарооборота, прежде всего для заполнения турецкими аграриями освободившихся ниш на масштабном российском продуктовом рынке. Позитивно относимся к их намерениям увеличивать экспорт в Россию мясной, молочной и рыбной продукции, овощей и фруктов.
Рассчитываем, что вместе нам удастся нарастить объём взаимной торговли, вывести на качественно новый уровень инвестиционное сотрудничество на благо народов России и Турции. Мы уже говорили с Реджепом Тайипом Эрдоганом о том, что в перспективе нам под силу довести товарооборот до отметки в 100 миллиардов долларов США (2013 г. – 32,7 миллиарда долларов).
Отмечу, что введённые США, ЕС, Японией, Австралией и рядом других государств односторонние ограничительные меры в отношении нашей страны нелегитимны. Подобное давление наносит не только прямой экономический ущерб, но и угрожает международной стабильности.
Попытки разговаривать с Россией на языке ультиматумов и санкций абсолютно неприемлемы и бесперспективны. При этом наш ответ всегда был и будет сбалансированным и учитывающим права и обязательства России по международным договорам, в том числе в рамках ВТО.
Кстати, руководители ведущих западных компаний, работающих в России, не скрывают озабоченности в связи с санкциями и подтверждают готовность продолжать сотрудничать с российскими партнёрами.
Рассчитываем, что здравый смысл возьмёт верх. Призываем преодолеть порочную логику ограничений и угроз, переключиться на поиск взаимоприемлемых развязок накопившихся проблем.
ВОПРОС: Как Вы оцениваете нынешнее состояние дел в Сирии? Есть ли у России предложения, касающиеся ускорения процесса урегулирования в этой стране?
В.ПУТИН: Ситуация в Сирии по-прежнему вызывает серьёзные опасения. И мы хорошо понимаем, какое тяжёлое бремя ложится на Турцию в условиях продолжающегося у ваших соседей кровопролитного конфликта. Причём главная угроза дальнейшего обострения обстановки и в этой стране, и в других близлежащих государствах связана с деятельностью так называемого Исламского государства и других радикальных группировок, на которые в своё время активно делали ставку некоторые западные страны, заигрывали с ними и поощряли.
Рассматриваем борьбу с террористами и экстремистами в охваченном потрясениями регионе Ближнего Востока и Северной Африки, включая, разумеется, Сирию, как одну из приоритетных задач международного сообщества. Убеждены, что усилия по сдерживанию этой угрозы должны выстраиваться на основе решений Совета Безопасности ООН, строгого соблюдения норм международного права, прежде всего принципов государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств и, что важно, прозрачно и без «скрытой» повестки дня.
Со своей стороны будем и дальше оказывать поддержку правительствам Сирии, Ирака и других государств региона в противостоянии экстремистам. В целом считаем важным подходить к многочисленным проблемам региона комплексно, на основе глубокого анализа угроз на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки во всей их совокупности. Ведь очевидно, например, что длительный арабо-израильский конфликт, неурегулированность палестинской проблемы используются экстремистами для того, чтобы привлекать в свои ряды новых сторонников, особенно молодёжь.
С самого начала сирийского кризиса Россия последовательно прилагает усилия для его мирного, политического урегулирования самими сирийцами на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года, то есть путём внутреннего диалога, без предварительных условий и диктата извне.
Считаем, что усиление позиций террористических группировок в Сирии и в регионе Ближнего Востока в целом требует объединения всех здоровых сил сирийского общества – объединения ради будущего Сирии как суверенной, единой, светской и демократической страны, где были бы гарантированы равные права всех этноконфессиональных групп и каждый мог бы жить в мире и безопасности.
Будем продолжать делать всё необходимое, чтобы помочь сирийскому народу скорее преодолеть трагические события и обрести мир и согласие. На это нацелены наши контакты с представителями правительства Сирии, различными группами оппозиции, международными и региональными партнёрами, включая, разумеется, турецких коллег.
Министр Турции по делам Евросоюза Мевлют Чавушоглу обвинил Европу в разжигании гражданской войны на Украине и провокациях против России, сообщает 23 февраля Haberler.
«Украина сегодня, я надеюсь, неделима, но она уже опасно разделена. Целостность страны сейчас находится в опасности. Два года наши друзья европейцы пытаются сказать украинцам: «Или выберете нас, или мы не будем вас больше поддерживать». Этот подход совершенно неправильный», — заявил Чавушоглу. По его мнению, европейским государствам необходимо пересмотреть свою политику, однако, несмотря на возникшие разногласия, министр заверил, что Турция продолжит сотрудничать с Европой.
Чавушоглу также удивился стереотипным представлениям западных государств о России как о коммунистической стране. «Россия — часть европейского континента. Конечно, у всех могут возникнуть проблемы: кто-то, будучи более «продвинутым», приходит к идеальным условиям демократического общества, кто-то — нет. Это не повод вставать в оппозицию друг к другу», — сказал он.
Переговоры о заключении международного соглашения между Украиной и ЕС ведутся с 2007 года. В ходе согласования определенных положений европейская сторона несколько раз выдвигала ряд предварительных условий, из-за которых подписание документа откладывалось. Одним из основных требований Европы к Украине в конце 2013 года было принятие законопроекта, который бы позволил экс-премьер-министру Юлии Тимошенко выехать за рубеж для прохождения лечения, однако украинские власти в ответ приостановили ассоциацию с ЕС.
В свою очередь президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал, что любое решение Украины — ее суверенный выбор, но в случае подписания соглашения с Евросоюзом Россия будет вынуждена защищать свои экономические интересы и поставит вопрос об исключении соседствующего государства из зоны свободной торговли СНГ.
Политический кризис на Украине начался в конце ноября прошлого года. К 20-м числам февраля ожесточенные столкновения силовиков с демонстрантами, которые изначально выступали за продолжение интеграции с ЕС, вылились в боестолкновения — погибли более 80 человек. Зарубежные СМИ назвали происходящее гражданской войной.
Источник: http://inosmi.ru/asia/20141205/224718112.html |