В XX веке Венгрия подарила миру целую плеяду талантливейших фотографов, которые заложили основы современной журнальной и «глянцевой» фотографии. Удивительно, но Мартин Мункачи, Ласло Моголи-Надь, Роберт Капа, Брассай принадлежали к одному поколению, родились и творили в один исторический период, охвативший две мировые войны. Во многом схожи и их судьбы – всем им пришлось рано или поздно покинуть родную страну, тяжелым трудом добиться признания на чужбине, свести знакомство с великими художниками Пикассо, Шагалом, Эйзенштейном, вдохновлять своих младших современников Анри Картье-Брессона и Ричарда Аведона. К созвездию знаменитых венгерских мастеров фотографии принадлежит и Андре Кертеш, о котором Картье-Брессон, тогда только начинавший карьеру, восторженно отозвался: «Что бы мы ни делали, Кертеш был первым».
Андре (Андор) Кертеш родился 2 июля 1894 года в семье бизнесмена средней руки, торговавшего книгами. Отец Андора желал, чтобы мальчик пошел по его стопам и занялся коммерцией. Поэтому Андор в 1912 году закончил коммерческую академию и стал работать биржевым брокером. В 1913 году молодой Кертеш приобрел свою первую фотокамеру ICA и был очарован фотографией. С помощью этой простой, работавшей на фотопластинках 4,5х6 см камеры юноша фотографировал свои первые жанровые уличные сценки, а когда год спустя Кертеш был призван в армию, фотокамера последовала за ним и на военную службу. Солдату-фотографу довелось участвовать в военных действиях на Балканах и в Центральной Европе, героями его фотографий в это время становятся армейские друзья в «полевых условиях». В 1915 году Кертеш был ранен и направлен в тыловой госпиталь. После выздоровления молодому человеку было предписано регулярное плаванье. Продолжительное время, которое Кертеш проводил у бассейна, вдохновило его на создание в 1917 году работы «Ныряльщик» (Underwater Swimmer). Это была первая из «дисторсий» Кертеша – фотографий, получивших свое название благодаря использованию в качестве художественного приема намеренного искажения формы, а также нерезкости и движения объекта съемки.
2. Будапешт. 1915
3. Аккордеонист, Эстергом, Венгрия. 1916
4. Подводное плавание, Венгрия. 1917
5. Будафок, Венгрия. 1919
Вскоре работы молодого любителя появились в журналах. В 1916 году Кертеш получил приз венгерского сатирического журнала Borsszem-Janko. В 1917 году некоторые работы Кертеша печатались в качестве открыток. Однако фотография еще не стала профессией молодого человека и не приносила достаточного дохода. Оправившись от ранения, Кертеш вернулся к работе на бирже, и на любимое увлечение времени почти не осталось. Молодой человек искал применение своему таланту, фотографируя семью и друзей, но вскоре ему стало ясно, что совместить фотографию и занятие коммерцией не получится.
6. Петушиный бой, Венгрия. 1920
7. Дуна Харасти, Венгрия. 1920
8. Цирк, Будапешт. 1920
9. Слепой музыкант, Абонь, Венгрия. 1921
10. Тиса-Шалька, Венгрия. 1924
В 1925 году Кертеш перебрался во Францию и пополнил армию иностранных художников, обосновавшихся в Париже. Здесь фотограф «переиначил» свое имя на французский лад и поселился в излюбленном месте художественной богемы, на Монпарнасе. Андре Кертеш стал завсегдатаем знаменитого «Кафе дю Дом», где в середине двадцатых годов собирался весь цвет творческой жизни Парижа и почти каждый вечер можно было встретить Шагала и Кандинского, Пикассо и Сартра. В 1926 году Кертеш познакомился со своим земляком Брассаем и молодым студентом Анри Картье-Брессоном, в будущем великим фотографом.
11. Париж. 1925
12. Париж. 1925
13. Кафе ‘Ле Дом’, Париж. 1925
14. Студия Мондриана, Париж. 1926
15. Танцор бурлеска. 1926
16. Рынок животных, Сен-Мишель, Париж. 1927
Но интересные знакомства были лишь одной стороной новой жизни – второй стали неисчерпаемые сюжеты для новых работ, которые фотограф находил на улочках и кафе Парижа, а позже в мастерских своих друзей-художников: Шагала, Мондриана, Леже и других авангардистов. В качестве свободного фотографа Кертеш начал публиковать работы во французских, германских и британских журналах, а вскоре состоялись и первые фотовыставки.
17. Лошадиные эпизоды, Париж. 1927
18. Уличное представление, Париж. 1927
19. В доме Илки и Евы Ревэ, Париж. 1927
20. Вилка, Париж. 1928
21. Мёдон, Франция. 1928
22. Париж. 1928
В 1928 году Андре Кертеш купил свою первую фотокамеру Leica. Новая камера дала новые творческие возможности, а они были необходимы. Кертеш начал активное и весьма полезное как в творческом, так и в финансовом плане сотрудничество со знаменитым журналом Vu (под руководством редактора журнала Vu, Люсьена Фогеля, через несколько лет работал и еще один знаменитый венгр – Роберт Капа, с которым Кертеш познакомился в 1934 году, став для него другом и наставником). Публиковался Кертеш и в других известных журналах. Так, в Art et Medicine фотограф работал бок о бок со своими знаменитыми коллегами – Брассаем и Ман Реем. А журнал Le Sorire в 1933 году опубликовал серию новаторских «дисторсий» Кертеша, выполненных с помощью крупноформатной камеры Lihof и искривляющего зеркала. Выставки Кертеша привлекали неизменное внимание, а работы фотографа приобретались многими европейскими музеями и галереями. Произошли важные события и в личной жизни Кертеша – в 1933 году он женился на Элизабет Сали.
23. Шарль Моррас в Французском действии, Париж. 1928
24. Снаружи кафе, Париж. 1928
25. Сады Люксембурга, Париж. 1928
26. Савойя, Франция. 1929
27. Эйзенштейн, Париж. 1929
В 1936 году Андре Кертеш принял приглашение на работу в США по контракту с агентством «Кейстоун». Архив работ венгерского и французского периодов фотограф оставил своей поверенной в Европе, журналистке Жаклин Пауйяк. С этим архивом оказалась связана почти детективная история, которая стала легендой. После начала Второй мировой войны Кертеш и Пауйяк полностью потеряли связь, и фотографии оказались в единоличном распоряжении журналистки. Однако после оккупации Парижа хранить подобные материалы было опасно – многие фотографии Кертеша могли быть расценены фашистами как «дегенеративное искусство», что не сулило обладательнице негативов ничего хорошего. Пауйяк упаковала архив в чемодан, а тот в свою очередь зарыла в укрытии от авианалетов. Новая встреча журналистки и Кертеша состоялась лишь в 1963 году, когда во Франции проходила выставка фотографа. Тогда же «зарытые в землю» негативы и отпечатки были извлечены на свет. Несмотря на столь необычные условия содержания, все материалы оказались в целости и сохранности. Впоследствии эти работы не раз редактировались и публиковались самим автором.
28. Версаль. 1929
29. Савойя, Франция. 1929
31. Пересечение, Блуа. 1930
32. Колет, Париж. 1930
33. Уличное представление, Париж. 1930
Ну а в конце 1930-х годов вернуться во Францию Кертеш действительно не мог, хотя работа в Америке его разочаровала. Из-за разногласий с редакторами и руководством ему пришлось разорвать контракт с агентством, но на обратный путь во Францию фотографу попросту не хватало денег. А после начала Второй мировой войны возвращение стало окончательно невозможным. Кертешу пришлось осваиваться в Новом Свете, что оказалось очень непросто. Журналы принимали европейского фотографа с трудом, причем главные нарекания вызывал именно «фирменный» стиль Кертеша – нечеткость и нерезкость снимков, которые задавали необычную динамику и ритм его «дисторсиям». Сохранился отзыв на работы Кертеша одного из редакторов - «Вы слишком много говорите со своими фотографиями, а нам нужны документы. У нас есть журналисты и копирайтеры, чтобы писать тексты. Этим работам невозможно найти применение».
34. Иштван Райк в бистро на Монмартре, Париж. 1931
35. Элизабет и я, Париж. 1931
36. Бобино, Париж. 1932
37. Бонифасио, Корсика. 1932
38. Искажение № 40. 1933
39. Искажение № 6. 1933
Все же в качестве фрилансера, снимая моду и интерьеры, Кертеш сотрудничал с такими изданиями как Vogue, Harpers Bazaar, Collier’s, Coronet, Look, The American Magazin, а в 1941 году нью-йоркский Музей современного искусства купил одну из его работ для своей экспозиции. Но после начала войны жизнь Кертеша в США немало осложнило его венгерское гражданство. Как венгр, Кертеш считался «союзником фашистов», а потому его имя нередко исключалось из редакционных списков. К тому же, Кертешу запрещалось фотографировать что-либо на открытом воздухе.
40. Шагал со своей семьей, Париж. 1933
41. Дюбо, Дюбон, Дюбонне, Париж. 1934
42. Увядающий тюльпан, Нью-Йорк. 1939
43. Лодка, плывущая к дому, Нью-Йорк. 1944
44. Уличное представление. 1945
45. Нью-Йорк. 1947
46. Воздушный переход с часами, Нью-Йорк. 1947
Лишь к концу войны жизнь стала немного налаживаться. В 1944 году Андре Кертеш получил американское гражданство. Тогда же, в середине сороковых годов Кертеш начал сотрудничество с известнейшим дизайнером и арт-директором Harpers Bazaar Алексеем Бродовичем, с которым в разное время работали такие знаменитые художники, как Ман Рэй, Брассай, Анри Картье-Брессон, Ричард Аведон, Роберт Франк, Диана Арбус, Хиро, Ирвин Пенн. Увидевший свет в 1945 году альбом Кертеша «День Парижа», дизайн которого был выполнен Бродовичем, заслужил лестные отзывы критиков. В 1946 году прошла первая персональная выставка Андре Кертеша в Америке. А в конце сороковых фотограф заключает эксклюзивный контракт с издательским домом «Конде наст». В это же время Кертеш создает серию Washington Square, которую составляют фотографии, выполненные фотографом из окна его квартиры на Пятой авеню с помощью длиннофокусного объектива. Большая часть работ серии – это силуэтные изображения людей, гуляющих в парке.
47. Кушетка, Уильямсбург, Виргиния. 1951
48. Соединенные Штаты. 1953
49. Исчезновение, Нью-Йорк. 1955
50. Нью-Йорк. 1960
51. ‘Будвайзер’, Лонг-Айлендский Университет, Соединенные Штаты. 1962
52. Дождливый день, Токио. 1968
Но фотограф-венгр так все еще не был принят Америкой до конца. В 1956 году Кертеша ждало очередное разочарование. Эдвард Стейхен не включает его работы в свою знаменитую экспозицию «Род человеческий», куда вошли фотографии 273 фотографов. К счастью, мир уже оправился от ужасов Второй Мировой войны, и Кертеш больше не был «заперт» в США. К тому же, он был увлечен экспериментами с новыми возможностями, которые давала цветная фотография. Кертеш начал выставляться в Европе, и в 1963 году получил золотую медаль на Четвертом международном Фотобиеннале в Венеции. Персональные выставки Кертеша состоялись в Италии, Франции. В 1965 году прошла персональная выставка Кертеша в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, за которой последовали многочисленные выставки по всему миру – в Токио, Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Хельсинки. Больше не ограниченный требованиями журналов и редакторов, фотограф продолжал активно работать. Последние годы его творчества были отмечены множеством наград, а в 1983 году мастер получил высшую награду Франции – Орден Почетного легиона. В 1984 году нью-йоркский Музей искусства Метрополитан приобрел у фотографа 100 работ, что стало крупнейшим на сегодняшний день приобретением работ фотохудожника при его жизни.
53. Музей Естественной Истории, Нью-Йорк. 1969
54. Нью-Йорк. 1970
55. Зимний сад, Нью-Йорк. 1970
56. Нью-Йорк. 1971
57. Мартиника, 1 января. 1972
58. Нью-Йорк. 1973