Женщина, которой удалось возвысить смерть до уровня Истории.
Мадам Тюссо.
Женщина, которой удалось
возвысить смерть до уровня Истории.
Маленькой, одинокой, но очень решительной женщине с двумя детьми на руках
удалось невозможное —
создать самый популярный в мире музей.
***
Вспоминая свою долгую и нелегкую жизнь, мадам Тюссо говорила:
«Создавая свои фигуры, я проникала в самую глубину прототипов и так срасталась с ними,
что начинала понимать их самые потаенные мысли».
* * *
Эта необыкновенная женщина умерла в 1851 году, чуть-чуть не дожив до своего 90-летия.
Родившись и проведя детство в Страсбурге - городе с немецкой культурой,
начав свою карьеру во Франции,
добившись настоящего успеха в Великобритании,
она вошла в историю мировой цивилизации.
Ее менталитет и жизненные принципы настолько современны нашей эпохе,
что порой мы забываем, что она родилась в 1761 году.
Женщина, которой удалось возвысить смерть до уровня Истории.
Когда будете бродить по залам прославленного Лондонского музея восковых фигур, в толпе гениев и злодеев прошедших эпох, современных "звёзд" и монархов обязательно отыщите маленькую остроносую старушку в чёрном.
Это мадам Тюссо.
Свой собственный портрет она предусмотрительно сделала за девять лет до смерти: маленькая старушонка с крючковатым носом, в черной пелерине и черном капоре.
Основательница империи восковых фигур,
которую посещают свыше 15 миллионов людей в год.
Мария Грошольтц-Тюссо, эта деятельнейшая и талантливейшая женщина своего времени, дожила до счастливого события - открытия постоянной выставки в Лондоне. Ей воочию довелось увидеть длинные очереди восторженных англичан, любопытствовавших взглянуть на ее творения.
Мадам Тюссо покинула этот свет и свои работы в почтенном возрасте 89 лет. Ее дело было продолжено ее сыновьями и внуками.
Она вполне достойна стоять в блестящем кругу знаменитостей - и не только как основательница музея.[more]
Жизнь самой мадам -
готовый сюжет для приключенческого романа.
Как непросто было устроить свою судьбу девушке XVIII столетия! Особенно если она не блистала красотой, а в качестве приданого имела лишь "славное" имя своего отца - Гроссхольц. Слава его была, увы, худой. Мари с детства привыкла к тому, что люди сторонятся их, будто прокажённых. Это и понятно, ведь её отец - потомственный палач. Мать Мари не любила угрюмого мужа, отдав своё сердце молодому красавцу-скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу. Во время одной из ежедневных ссор она бросила мужу в лицо: Мари - не его дочь, а Куртиуса. Палач и бровью не повёл. А утром преспокойно выставил обеих за дверь. Мать вместе с девочкой переехала к своему любовнику.
На официальном сайте музея у этой истории куда более благообразное начало: "Её отец был солдатом и участвовал в Семилетней войне. Он погиб за два месяца до рождения девочки, так и не увидев её. Овдовевшая мать работала экономкой в доме доктора Филиппа Куртиуса, а потом вышла за него замуж".
Филипп Куртиус отнюдь не бедствовал, как большинство его товарищей по цеху в те времена. Поставщик двора Его Величества короля Франции, он отливал из воска изображения монарха, его многочисленных чад и домочадцев. Малышку Мари невозможно было вытащить из мастерской отца. И вскоре он начал обучать её всем премудростям своего ремесла. Ученица оказалась на редкость способной, и Куртиус благодарил Бога за такую помощницу - один он уже не справлялся с потоком заказов. Парижане наперебой заказывали свои портреты скульптору, лепившему самого короля. В мастерской побывали Бенджамин Франклин и Вольтер. Как раз фигура Вольтера стала первой, которую самостоятельно изготовила 17-летняя Мари. Куртиус понял, что у его дочери настоящий талант, и вскоре доверил ей снять посмертную маску Жан-Жака Руссо. Мари трудилась над заказами целыми днями, а по вечерам позволяла себе "отдохнуть": лепила портреты гостей Куртиуса - известных политиков, философов, поэтов.
(Мадам Тюссо создала свою первую восковую скульптуру в 1777 году. Среди ее дебютных работ были восковые копии Вольтера, Жан-Жака Руссо и
Бенджамина Франклина.
Во время французской революции она сделала посмертные маски французской королевской семьи.
Первая постоянная выставка фигур мадам Тюссо открылась в 1835 году в Лондоне. Сейчас филиалы музея имеются в 10 городах мира.)
О юной художнице узнали при дворе... В один прекрасный день ошеломлённой и обрадованной девушке было велено явиться в Версаль: отныне её обязанность - обучать мадам Элизабет, сестру Людовика XVI, пожелавшую овладеть искусством скульптуры. Девять лет Мари провела в роскоши Версаля. Появлялись всё новые и новые восковые фигуры, её мастерство изумляло придворных. Жизнь казалась безмятежной, будущее - ещё более блестящим.
Всё изменилось 14 июля 1789 года. После штурма Бастилии монархия пала, и Мари с матерью оказалась в тюрьме - в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона Бонапарта. Женщинам уже остригли волосы - на площади их ждала гильотина. Однако через некоторое время их неожиданно освобождают. Почему, история умалчивает.
Придворная художница на свободе, но подозрения в симпатиях к осуждённым с неё не сняты. Мадемуазель Гроссхольц должна ещё заслужить доверие революционеров! И она заслужила его, изваяв посмертные маски тех, с кем каждый день встречалась в коридорах Версаля, в том числе Людовика и Марии-Антуанетты. Для работы ей требуются настоящие волосы. Где их достать? Да с голов казнённых на гильотине!
Мадам Тюссо за работой
* * *
Музей мадам Тюссо - комната ужасов.
В кругу парижских палачей Мари по-прежнему считают дочерью Гроссхольца, и она получает всё, что ей требуется.
Она поспешно отмывает окровавленные головы своих бывших посетителей и работает, работает над коллекцией.
Теперь у Мари новые заказчики: Дантон, Демулен, Робеспьер.
В мастерской Куртиуса вновь кипит работа - только бы поспеть за гильотиной. Наэлектризованная ежедневным зрелищем смерти, толпа требует крови, всё равно чьей. Однажды врагами почему-то объявлены подданные Германии, и Куртиус, немец по национальности, вынужден бежать из Парижа.
Мари остаётся одна.
Однажды за ней пришли. Потребовали взять всё необходимое для работы и проводили в некий дом. В комнате наверху в металлической ванне остывало тело Марата, заколотого сторонницей короля Шарлоттой Корде. Революционные гвардейцы ещё не успели увести преступницу, и Мари жадно впилась взглядом в лицо Шарлотты, запечатлевая в памяти её черты. Она механически делала свою работу, поглощённая неожиданной идеей. Вернувшись домой, приняла решение: создавать не только фигуры, но и целые сцены. Так появилась первая - Марат и Шарлотта.
В 1794 году умер доктор Куртиус, и Мари унаследовала его дело. Ей было к тому времени 33 года. Через несколько месяцев после кончины отца она познакомилась с инженером Франсуа Тюссо и вскоре обвенчалась с ним. Через год у Мари родилась девочка, но прожила совсем недолго. Потом следует рождение двух сыновей. Наконец-то у неё есть настоящая семья!
Но вскоре Мари приходится признаться самой себе, что она сделала не слишком-то удачный выбор.
Франсуа оказался любителем выпить и азартным игроком. Всё, заработанное женой, он умудрялся спускать в карты.
А спускать было что. Дела в мастерской идут превосходно, имя мадам Тюссо известно всему Парижу.
Бывшая соседка по тюремной камере, а ныне императрица Жозефина, приглашает её во дворец Тюильри, чтобы сделать скульптурное изображение головы Наполеона...
Восковые фигуры мадам Тюссо скоро не оставят места в мастерской самой художнице.
Её коллекцию должны увидеть тысячи людей! - твердит про себя Мари.
В 1802 году она решается. Уходит от мужа, оставляет младшего сына у матери, а со старшим Жозефом отправляется в путешествие по Британским островам. Её восковые фигуры потрясают английскую публику, чтобы увидеть их, люди выстраиваются в очереди.
Но через два года - очередное испытание: грузовой пароход идёт на дно с большей частью коллекции. Мадам выслушала это известие, не поведя бровью. Как когда-то её официальный отец-палач, узнавший об измене жены.
Она начинает всё сначала - благо остались формы для отливки. Коллекция воссоздана.
|
|
М
У
З
Е
Й
В
О
С
К
О
В
Ы
Х
Ф
И
Г
У
Р |
|
|
Путешествие Мари продолжалось тридцать лет и три года. Она так никогда и не вернулась на родину. Лондон и Шотландия, Ирландия и Уэльс... Ей нравилась Англия, нравилось переезжать из города в город, нравилось наблюдать восторг и ажиотаж вокруг своих творений. Очередной сезон открывался новыми фигурами: Вальтер Скотт и Шекспир, сэр Нельсон и маленькая девочка - королева Виктория. На глазах современников в воске застывала История...
Мари-художницу по-прежнему особенно интересуют злодеи, совершившие громкие преступления: их лица кажутся такими выразительными, каждое - словно театральная сцена, на которой перед потрясённой публикой разыгрывается трагедия. Эдинбургский палач Джон Вильямс разрешает мадам доступ в тюрьму, и Мари снимает маски с преступников накануне казни, а иногда и после неё. Так постепенно она заселяет свою "Комнату ужасов".
К моменту смерти мадам Тюссо в 1850 году (ей было 89 лет) её работы известны далеко за пределами Англии. В 1884 году благодаря её внуку, Джозефу Рэндалу Тюссо, у коллекции появился постоянный адрес. Кстати, неподалёку от улицы Бейкер-стрит, где сегодня размещается музей.
Мадам обрела вторую жизнь в кругу своих творений. Интересно, о чём они беседуют, когда последний посетитель покидает музей, в залах гаснет свет и смотритель запирает двери на замок?
[iflash=640,510,http://www.youtube.com/embed/_ij6ex3GKoA]
* * *
Умерла Анна Мария в 1851 году, чуть-чуть не дожив до своего 90-летия. Вся коллекция фигур, согласно завещанию покойной, оставалась в Лондоне. В своих последних записях мадам Тюссо очень сожалела о том, что ей «не удалось оставить достойных учеников, которые могли бы продолжить дело». В этом Анна Мария сильно ошибалась. За последующие полвека искусство лепки было усовершенствовано, появились новые технологии имитации глаз, волос и цвета кожи. И сегодняшние голливудские звезды, например, Дженнифер Анистон (в чем убедились гости «РБ» на юбилейном вечере), выглядят нисколько не хуже вышеупомянутого Бенджамина Франклина, который считался вершиной скульптурного сходства.
источник
Восковые двойники. Музей мадам Тюссо.
Музей восковых фигур в Вашингтоне -( президенты США)
Девятый музей мадам Тюссо в Голливуде
Музей мадам Тюссо, филиал в Амстердаме.
Мария Тюссо (1761—1850), девичья фамилия Гросхолтц, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В 1765 году он сделал восковую фигуру Марри Жанны Дюбари, любовницы Людовика XV. Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в 1770 году и пользовалась большим успехом. В 1776 году выставка состоялась в Пале-Рояль в Париже. Следующая выставка на бульваре Дю-Темпль (фр. Boulevard du Temple) в 1782 явилась предшественником Кабинета Ужасов.
В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер), а затем последовали Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин. Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в 1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо. В 1802 году Мария Тюссо переезжает в Лондон. В связи с англо-французской войной Мария Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В 1835 году была учреждена первая постоянная выставка на Бейкер-стрит в Лондоне.
Одной из центральной части её музея был Кабинет Ужасов. Часть выставки включала жертв французской революции, фигуры убийц и других преступников. Со временем коллекция пополнилась фигурами других знаменитых людей, таких как адмирал Нельсон, Вальтер Скотт. В 1884 году коллекция переезжает на Marylebone Road. А в 1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы.
Расположенный в Лондоне музей Тюссо имеет филиалы в Амстердаме, Лас-Вегасе, Копенгагене, Нью-Йорке, Гонконге и Берлине.
Источник : Geo club