Питер Брейгель старший - южнонидерландский живописец, самый известный из всех, кто носил эту фамилию. Родился предположительно между 1525 и 1530 г в городе Бреда (северный Брабант) Первоначально фамилия художника писалась Brueghel, и так же она писалась у его детей; однако с 1559 г. он начал подписывать свои картины Bruegel.
Питерт Брейгель старший - отец Питера Брейгеля младшего (Адского) и Яна Брейгеля (Райского). Питера Брейгеля старшего называли Брейгелем мужицким, потому что персонажи его произведений - простые люди: крестьяне и горожане, бедняки. Даже святые в его живописи теряются в толпе проходимцев и обывателей... В результате этого некоторые источники сообщают, что живопись Брейгеля старшего связана с передачей деталей быта простых людей того времени, и ценна именно тем, что являет собой некий исторический архив.
Но это не так.
Речь идёт не о передаче деталей человеческого быта того времени, а о том, что через демонстрацию каких то бытовых сцен, может быть даже подчёркнуто бытовых — передаются глобальные философские концепции, например о том, как порок в человеке переплетается с естественным и природным, и как естественное и природное — с возвышенным и идеальным, и о том как всё это странно и фантастически сочетается в человеке.
И ещё мне кажется, что многие картины об обмане.
Смерть везде, за ней последнее слово, люди умирают там и тут, но словно даже не замечают этого, и продолжают бегать, суетиться, набивать кашей рты...Кажется, что вся эта суета — и есть жизнь, но нет, это обман. Как не хватает красоты, как беспомощны и жалки попытки людей притворяться живыми без красоты, как тиха и покойна Мария, проезжая на ослике через заснеженную площадь...
И всё же красота у Брейгеля чаще всего побеждает в целом, работает закон Толкиеновской снежинки: когда озлобленный Мелькор захотел исказить мир, сковать воду морозом — Илуватар преобразил его намерение, и мороз породил снежинки...
Люди Брейгеля старшего инфантильны и беспечны, они словно не ведают что творят, весёлые, неунывающие, безжалостные, словно заведённые тряпичные куклы они исполняют ежедневные свои дела и так балаганчик вертится...
Квинтесенция этого сюжета — последняя картина художника «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей», где в бесконечно прекрасном пространстве мироздания — огромные ворота виселицы и пляшущие под ними беззаботные крошечные крестьяне. И сорока. Сорока - символ трикстёрства, непостоянства. Сегодня ты здесь - завтра там...
Почему бы не начать пост с последней картины?
"Сорока на виселице".
Живопись Брейгеля старшего так же передаёт представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин.
"Игры детей"
Инфантильность, незрелось. Люди — как дети, но могли бы стать взрослее, мудрее... Когда же дети поумнеют? Когда станут человечнее, когда жизнь их станет осмысленнее?
"Сенокос"
Сенокос Брейгеля очарователен и напоминает мне Ван Гога.
"Фламандские пословицы"
Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний.
"Крестьянская свадьба"
Об этой картине спорили много и долго. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины, по другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена.
Считается что это противоборство Добра и Зла, где Масленица - Зло, а пост - Добро. Но судя по картине ничего такого не имелось в виду. Обе стороны выглядят ужасно, Масленица - бессмысленное эпикурейство, а пост - немощь и истощение. Картина достаточно трагична, полный тупик. Убога форма без содержания.
"Крестьянский танец".
В 1567-1569 Когда писалась эта картина, было только что подавлено сильнейшее восстание народных масс — иконоборчество. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера, и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки, имевшие, видимо, политический характер). Связано с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля — «Крестьянская свадьба»
"Притча о слепых".
Здесь всё очевидно: духовная слепота предсказуема, особенно в купе с умственной недалёкостью, когда слепой позволяет себя вести слепому же. Поучительно во все времена.
Восхитительны зимние сюжеты Брейгеля старшего. Кисть мастера подарила нам истинное сокровище.
"Перепись в Вифлееме".
Между прочим, на здании, где проводится перепись - герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский.
Святое семейство расстворяется в толпе, и неизвестно что в этом мире главное, а что второстепенное.
"Охотники на снегу"
Является частью серии из шести картин, изображающих времена года (пять из них, включая картину «Охотники на снегу», сохранились)
Здесь истинное отображение снежинки Толкиена.
"Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц".
В необъятном прекрасном мире есть ловушка для птиц. Птицы и люди - где граница? На всякую душу свой ловец, но мы его не видим, его на картине нет.
"Мизантроп"
На картине «Мизантроп» размещены слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. И вот парадокс: кардинал Гранвелла, испанский наместник, засыпавший Нидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник Питера Брейгеля! Именно он прятал в своем доме его картины, спасши, таким образом, и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели. !)