Брейгель Питер Старший ~ Крестьянский танец ~ Притча о слепых
Брейгель Питер Старший ~ Крестьянский танец ~ Притча о слепых ~ Страна лентяев
Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина "Крестьянский танец", написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма.
Питер Брейгель Старший (1525/30-1569)
Крестьянский танец 1568—69
Музей истории искусств, Вена
"Веселитесь, отдыхайте, вы заслужили это трудом и борьбой с врагами, но не забывайте о церкви " - будто говорит художник.
Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается. Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем [more] 0дин из танцующих беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами
У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка - символ обжорства
Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, - символ корыстолюбия. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».
У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.
Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева)
Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева. Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселиться
Брейгель, Питер Старший Притча о слепых 1568г Музей Каподимонте, Неаполь, Италия
Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела. Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью: "Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?". Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг. Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом
Следующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие
Последние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Брейгель старается избежать нарочитого драматизма : его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни
Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.
Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая , "была самым лучшим из созданных им произведений". Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: "Торжество правды"
Неужели художник всего-навсего хотел изобразить падение? Слишком просто для такого мастера, как Питер Брейгель.
Начнем с конца — с интерпретации этого полотна, его идеи. Все исследователи сходятся в одном: картина Брейгеля основана на библейской притче о слепых. «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму». Именно это мы и видим на картине. Принято считать, что «Слепые» (одна из последних работ художника), — это завещание Брейгеля, предупреждение человечеству.
Но что же это на самом деле: утверждение, что люди погрязли в грехах, и потому скатываются в болото? Такая трактовка встречается чаще всего. Но разве самые большие грешники — это именно слепые? Или слепота — это всегда наказание грешнику, а не болезнь (врачи, например, совершенно точно определяют заболевание каждого из слепых на картине)?
Еще один вариант трактовки: люди выбрали не того поводыря, он сам слепой. И поэтому, вместо того, чтобы всем дружно направиться к церкви по дорожке кирпичного цвета (это восходящая диагональ на картине), они бредут в свое болото по другой, нисходящей диагонали. Такое прочтение более всего вероятно, оно заложено художником в композиции.
Если есть на свете человек, который никогда не видел картины Брейгеля, можно пересказать ему сюжет, например, по телефону. И в этом случае он слово в слово повторит рассуждение о конце света и гибели человечества. А к этому добавит еще три мировые войны, ядерное оружие, СПИД и проблемы экологии.
Но Брейгель не публицист, он написал картину, а не статью. Его послание заключено не в словах или идеях, а в самой картине, в ее форме, ее композиции.
Если же со вниманием отнестись к композиции картины, нам придется ответить на ряд вопросов, «заданных» художником, его живописью.
Почему на картине не ряд равноценных по светлоте и тону фигур, которые вели бы глаз слева направо и последовательно изображали процесс падения? (Это вариант Р Арнхейма).
Почему художник сразу же приводит глаз зрителя в правую часть изображения — к центральной фигуре в белой накидке, и затем к двум падающим?
Почему при этом цветом и яркостью центральная фигура (четвертая, если считать слева направо) связана со второй и одновременно с шестой, поводырем?
Почему палка, которую держат четвертый и пятый связана с палкой первого и второго (параллельна ей)?
Почему три светлые ноги пятого и шестого (три ноги на двоих) отсылают нас к такого же цвета руке третьего, а затем и к ноге второго?
Две ноги, а также белая шапочка пятого направляют нас вверх по вертикали к темному дереву, а оно приводит глаз опять же к церкви на холме. Почему эта шапочка так важна художнику, она специально выделена темным пятном под деревом и повторяется в контрформе между ветками?
Таким образом, противопоставление церкви и болота реализовано художником в композиции и сомнению не подлежит.
Наибольший разрыв ритма, цезура между четвертым и пятым — она также ведет к церкви. И этот разрыв между группой из первых четырех слепых, которые еще не знают о болоте, и пятым и шестым, падающим и упавшим, также принципиален. Поэтому так активна фигура четвертого, его белая накидка и палка в его руках.
Исходя из этого можно предложить и другую интерпретацию знаменитой картины. Художник не зря установил связи между падающими и последними в ряду, еще не знающими о падении.
Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда) может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!
В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света. Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.Александр Лапин !)
Брейгель Питер Старший.Страна лентяев
«Страна лентяев» — сказочная страна, широко распространена во многих сказках стран Европы. В немецких сказках - Schlaraffenland,при дословном переводе ,буквально страна ленивых обезьян, от sluraff — лентяй, affen — обезьяны и land — земля.
Идея впервые появилась как пародия на рай в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», созданной в 1494 г., однако ещё в V в. до н. э. подобные идеи присутствовали у поэтов Телеклеида и Ферекрата.
Брейгель, Питер Старший Страна лентяев 1567г
Старая пинакотека, Мюнхен
Стихотворное изложение сказки о вымышленной стране бездельников было дано Гансом Саксом и появилось в 1536 г. в Нюрнберге. Возможно, именно оно послужило основой для прозаической интерпретации этой сказки, изданной в Антверпене в 1546 г. и имеющей много общего с сюжетной канвой картины Питера Брейгеля. В левом углу внизу можно прочесть(на увеличенной копии) подпись художника и дату — 1567 год.
Как и многие другие работы Брейгеля, эта картина тоже имеет в своей основе нидерландскую пословицу — (дословный перевод) "нет ничего более глупого, чем ленивый сластёна".
Чтобы попасть в страну лентяев, нужно было проесть проход в горе из каши, изображенной на картине в правом верхнем углу. Попавший в неё сразу замечает жареного поросёнка, бегающего с ножом в спине, покрытую пирогами крышу шалаша и множество других лакомств.
В центре картины лежат распластавшись вокруг дерева, словно спицы колеса, три человека, достигшие предела своих желаний. По одежде и предметам, им принадлежешим, в них можно распознать представителей разных сословий. Крестьянин, солдат и ученый или школяр лежат с полными животами под деревом, вокруг ствола которого была установлена столешница.
На пороге шалаша сидит человек в шлеме рыцаря только что попавший в страну. Открыв рот, он ожидает, что ему в рот влетит что-то вкусное
О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил на своей картине, в то время не могло быть и речи. Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Замечательная по своей простоте композиция в центре картины, символизирующяя колесо фортуны, только усиливает это впечатление. Одновременно чувствуется и некая ирония от происходящего, ведь обжорство и леность считались пороками во все времена.