Уникальность искусства Кабуки состоит в том, что все женские роли исполняются актерами-мужчинами. Впервые попав на спектакль театра Кабуки, в первые минуты начинаешь ощущать себя несколько странно. Появляются мысли: либо я ничего не понимаю, либо страдаю атрофией эмоций – что за бессмыслица?
Восток – дело тонкое, не забывайте. Тоже мне новость. А Кабуки – это такая штука, которую надо дозировать и принимать понемногу.
Театр Кабуки, как ни удивительно, был создан женщиной – танцовщицей Окуни. Кабуки, вообще, переводится как «странный». Танцы Окуни, которые она исполняла в мужских костюмах, так и называли – «странные танцы».
Выступления труппы Окуни, состоящей только из женщин, к тому же, о, ужас! – женщин свободного нрава, часто заканчивались потасовками. Самураи боролись за внимание прекрасных актрис и затевали драки из ревности. Да, да, даже самураи... Власти, конечно, начали проявлять недовольство. Кроме всего прочего, стали появляться «клоны» труппы, состоявшие из гейш. Таким образом, гейши привлекали клиентов.
Короче говоря, женщинам запретили играть, но были созданы труппы, состоящие из юношей. И что вы думаете? Беспорядки только усилились! Актёров одолевали толпы поклонников, а молодёжь того времени бредила сценой. Власти запретили и эти труппы. Здесь стоит упомянуть пример потрясающего восточного терпения. Владелец одного театра был очень раздосадован решением властей и устроил забастовку, усевшись перед зданием суда. Есть легенда, что так он просидел больше 10 лет. Его бывшие актёры не дали ему умереть с голоду.
Так, театр многократно закрывали, но неизменно разрешали вновь. Вообще, конечно, «живучести» Кабуки можно позавидовать.
А на Востоке ничего не рушили. Здесь прятали, берегли, терпели и проносили сквозь века. Здесь бережно чтили и чтят традиции, и не любят нововведения.
Традиционные японские лампы освещают театр Кабуки.
Когда-то Кабуки было распространено среди купеческой прослойки. Эта часть населения достигла экономического могущества, но занимала низкое социальное положение, так как не принадлежала к классу самураев. Театр имел для них важное значение, являясь средством самовыражения. Основной тематикой пьес были конфликты между человеком и феодальной системой. Кабуки считался безнравственным зрелищем. Одно время туда не пускали женщин из высшего общества – это аморальное зрелище, посчитали мужчины, и даже сами самураи подсматривали представление из-за ширм, пряча лица. Не дай бог, кто увидит!
А сегодня японцы приводят на представления своих детей и устраивают в театре смотрины. Таким образом, жених имеет возможность понаблюдать, как девушка проявляет чувства во время спектакля. Проверить, значит, её на чувствительность.
Пьесы кабуки обычно двух жанров: о самураях (стиль Эдо) и о любви (стиль Осака). Покорить зрителей, с первых минут завладеть их вниманием – вот вершина мастерства актёров. По мнению актёров Кабуки, актёр, вживающийся в роль, играет хуже, чем тот, который смотрит со стороны. Это полностью противоречит системе Станиславского. Но вы бы видели, как японцы, в отличие от европейцев, на спектаклях волнуются и переживают!
Тому, что не рекомендуется вживаться в роль, есть и религиозное объяснение. Дзен-буддизм считает мир видимостью – «Всё в этом мире иллюзорно». Здорово, да? Ничего не напоминает? Да, да. Весь мир – театр и люди в нём… Жизнь – это представление, а смерть – путь к перерождению в лучшем качестве. Актёры, убивающие себя на сцене, и самураи, когда-то совершающие харакири, весьма вероятно испытывали похожие чувства. Неприятно, мол, да, но не страшно. Для самурая было так: чем жизнь короче, тем она лучше. Потому актёр Кабуки делает короткую жизнь своего героя как можно ярче и красивее. И да, вот ещё что: умершему по ходу действия запрещалось выходить на поклон – «умерла так умерла». Здесь всё по-настоящему.
Ещё забавно: во время спектакля на сцене появляются «люди в черном» – это суфлёры. Они переставляют мебель, переодевают актёров и предполагается, что зритель их не видит.
Статуя актера в театре Кабуки.
Раньше в финальной сцене принимали участие и зрители, теперь, конечно, не так. Но по мостику, соединяющему зрительный зал и сцену, актёр может «выйти в люди», произнести речь. Так возникает иллюзия реальности. Однажды некий актёр исполнял роль путешественника. Остановившись на мостике, он пожаловался на усталость. Один из сердобольных зрителей тут же радушно пригласил его отдохнуть, выпить сакэ и подкрепиться, что тот с удовольствием и сделал, а затем, как ни в чём ни бывало, продолжил роль. С тех пор «странствующим актёрам» зрители всегда предлагают угощение, и те никогда не отказываются. Здорово, да!
В общем, независимо от того, понравился вам театр или вы поглядываете на часы и думаете, как бы побыстрее сбежать, вы не сможете отрицать, что это удивительное по своей цветовой гамме зрелище – красиво. А красоту на Востоке не объясняют – не принято. Она есть, и ею можно только любоваться. Хороший подход.
Актер театра Кабуки. Белый лев - символ справедливости.
Кабуки – гордость Японии и пользуется любовью народа. Кроме того, в жизни любого японца всегда было и есть два важных слова – предки и традиции. Кабуки – это традиция, поэтому театр не умирает и к настоящему времени достиг совершенства.
|