Буйная
Рассказ о драматической жизни народной художницы Катерины Белокур, принесшей свою любовь в жертву призванию.
В фильме используются письма и картины художницы
«Ну рисуй, будь ты проклята! Ни брани, ни добрых слов ты не слушаешь! А бить — так я уже устал с тобой бороться!»
Она прекрасный пример того, как одна страна может угробить ни с чем несравнимый дар.
Она прекрасный пример того, как быт, предрассудки и устои могут исковеркать жизнь гения (хотя, наверное, это уже стало законом).
Катерина Белокур, «великая одержимая», которая в свое время прославила Украину на весь мир и поразила разочаровавшегося в современном искусстве Пикассо, просто пробивалась локтями к холсту и маслу, потому, что для сельской девки рисование – это, мягко говоря, странное увлечение.
Ради искусства, которым она была одержима, Катерина даже пожертвовала личной жизнью. Говорят, она была очень красива в молодости, и к ней приходило свататься много парубков, но у каждого она обязательно спрашивала: «Как выйду за тебя, разрешишь мне рисовать?» - и обязательно слышала: «Ты что дура? А хозяйство кто тянуть будет?». И она выбрала остаться одна. Мать побивалась: «Вот уж наказал нас Бог такой дочкой! У всех людей дочери в таком возрасте уже замужем, у их родителей есть зятья, а наша малюет!»
квіти за тином
Что говорить, сельчане и родственники не просто не одобряли «странное» увлечение Катерины. Родители били ее за то, что она рисовала, и она это делала тайком. В школу ее тоже не отдавали. Писать и читать она научилась быстро, еще в детстве, и родители решили, что этого с нее достаточно – нужно экономить средства, а главное – помогать по хозяйству. Что сыграло в судьбе Белокур роковую роль.
квіти увечері
Катерина просто сгорала от жажды научиться рисовать и поехала в Миргород поступать в техникум художественно керамики. Причем, слова «керамика» она не знала, ее привлекло слово «художественный»: наконец-то ее научат всему-всему! Но никто даже не посмотрел ее рисунков, потому, что у Катерины не было аттестата. В слезах она перебросила свои эскизы за забор техникума. Сидела и ждала, что вот сейчас увидят ее рисование, поймут, что она – талант – и вернут обратно. В итоге, она пешком отправилась из Миргорода в родную Богдановку – никто так и не вышел к ней. Через пять лет Катерина совершила еще одну попытку вырваться из села, где давно считали, что она «з дуба впала». – Она поехала в Киев, поступать в театральное училище. А там произошло то же самое: нет аттестата – за дверь.
Катерина впала в глубокую депрессию. Казалось, у ее мечты, у ее огня нет никаких шансов. Поздней осенью она бросается в реку, в попытке утопиться – но ее вытягивают из ледяной воды. Только после этого отец с матерью «снизошли». Ей разрешают рисовать не тайком – но только тогда, когда закончены все работы по хозяйству. Катерина решает, что научится рисовать сама... Днем она работает в поле, а вечером оттачивает свое мастерство.
квіти та березоньки увечері
Что интересно, как только она освоила технику работы с масляными красками (неизвестно, кто ее научил) – то тут же из под ее кисти (которые она делала сама из ворсинок кошачьей шерсти) начинают выходить шедевры, например «Квіти за тином».
Ей было уже 39 лет. Родители давно плюнули на увлечение этой сумасшедшей, и сельчане, вроде смирились с тем, что рядом с ними живет блаженная, которая только и бредит цветами. Катерина могла уйти на десяток километров от родного села, только чтобы найти для своей картины «нужный» цветок. «Ой, Боже мій! Як глянеш кругом, то та гарна, а та ще краща, а та ще чудовіша, та начебто посхиляються до мене, та як не промовляють: «Хто ж нас тоді малюватиме, якщо ти покинеш?» То я все на світі забуду, та й знову малюю квіти». Она никогда не срывала цветы. Говорила, что сорванный цветок уже мертв. Всегда рисовала с натуры и возвращалась в село ночью. Ходит легенда, что в молодости она даже дала отворот ухажеру, который принес ей букет с цветами, сказав: «Если ты с ними так жесток, то как же ты со мной будешь обращаться?».
Но и слава, которая пришла к Катерине, как это бывает, не принесла ей облегчения. Она как жила в злыднях, так в злыднях и умерла, таща на себе груз сельского быта, который просто ненавидела, болезни и склоки в семье. Почему она не переехала в Киев, когда была такая возможность – непонятно. Считают, что не могла оставить больную мать – ее ненавидела и грызла невестка. Но, все-таки, Катерина глотнула свежего воздуха в жизни.
Когда в Богдановку со специальным визитом приехал искусствовед из Полтавы Владимир Хитько (после того, как Катерина написала отчаянное письмо великой и обожаемой всей довоенной Украиной певице Оксане Петрусенко) – его настолько поразили работы самоучки, что молниеносно была организована выставка Белокур в Полтаве. И она имела такой ошеломительный успех, что Катерину наградили поездкой в Москву. После войны ее работы выставлялись по всему Союзу. Ее творчество изучали, о нем велись споры среди искусствоведов. А любители прекрасного просто обожали ее полотна, усыпанные светящимися цветами. В 54-м три картины Катерины везут в Париж, в рамках экспозиции советского искусства. Пришел на выставку и Пикассо. Был поражен. Говорят, долго рассматривал картины («Цар-колос», «Берізка», «Колгоспне поле» - после выставки картины украли), а потом сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».
цар-колос
колгоспне поле
Но никто не собирался прославлять Катерину. Для нее даже было проблемой купить масляные краски, хотя она уже носила звания Заслуженного деятеля искусств Украины и Народного художника Украины и была награждена орденом «Знак почета»...
Катерина продолжала бедствовать. Ее спасала только очередная весна и возможность создать новое полотно. Она умерла в 61 год в Богдановке, которая так ее презирала, после неудачной операции на желудке, с мыслями о цветах.
«Наконец-то, Катерина, ты навечно в своём доме!» - вырвалось у ее золовки через 25 лет после смерти великой художницы.
Жаль, что об этом великом даровании действительно, мало кто знает. Была б она француженкой, испанкой, немкой, американкой....
ludmiliuy - Синергія почуттів
Народна художниця – малоосвічена жінка, а творчість її сягнула вершин світового мистецтва, стала одним із світочів української культури, непересічний талант якої, прославив Україну.
Яка висока ця необережність –
Прийти зарано!
І уперто буть!
Її життя пройшла епохи путь,
Не столочивши квітів. І пожежі
Їх не торкнулись, і не вбив замет...
...
...Тільки й лишилася дівчині з ночі –
Руки у золоті, в золоті очі.
І воссіяло чоло їй, мов лампа,
Сяйвом таланту!..
Життя жінки, яку Бог нагородив талантом заквітчувати життя людське дивовижними мальвами та жоржинами, було тяжким і нужденним: батьки забороняли ій малювати, односельці вважали божевільною, коханий покинув, бо „не пристало звичайній жінці малювать”. Господи, вона ж була НЕ звичайна жінка!!!
Та, попри все:
...Ця жінка мала честь і мала біль
Так довго і терпляче йти до слави.
З зорі в зорю роботоньку робить,
А уночі свій дивний геній бавить...
Жила собі. Було й недоїдала.
Благенький ватник. Пічка ледь жива.
Не нарікала. Малювала. Ждала.
І ВДАРИВ ГРІМ ТИХ ЗОЛОТИХ ФАНФАР!...
Фанфари слави гриміли по всьому світу, про художницю дізналися, заговорили... замилувалися її квітами…
А люди бродять в травах до колін,
Щасливим заворожені талантом.
І над дахами крила журавлів
Несуть малят, що схожі на троянди.
По місту йшла царівна Доброта.
Всім дарувала лагідні букети.
В той день усі були поети
І кожен над собою виростав.
Полотна Катерини Білокур відібрали на виставку в Париж... Як же вона раділа, як вона відбирала найкращі полотна!.. То була радість слави і визнання… Що було далі, І.Жиленко змалювала такими словами, від яких стискається серце і сльози навертають на очі…
(Як металась, як кричала
Чайка біла!
Обторочені печаллю
Білі крила.
Як упала, вся обпалена,
В провалля –
Біла пам'ять, чорна пам'ять,
Ще й безжальна!
Як просилась, як зітхала –
Ради Бога! –
В чорну зиму, в чорну хату,
Жінці в ноги.
Од війни боліли ночі,
Так боліли!
Аж їм вилиці від муки побіліли…)
На війні. Затемнена Полтава.
Дім музею в смертному вінку.
Ніч вогню – і на землі не стало
Творів Катерини Білокур.
Стерто. Змито. Вирвано з корінням.
Пущено під той вогненний ніж.
Хто міг спать, коли вони горіли,
Ті картини, що взяли в Париж...
Ті безцінні, ті, близькі до крику,
Діти, діти, дітоньки мої!
Як же вони билися у вікна!
Як же вони кликали її!
Знала би – прибігла. Сталось диво.
Той вогонь руками б розвела.
Я ж їх на безсмертя породила
І себе у них пережила.
Кажуть тої ночі так кричали
Квіти по усій моїй землі, -
Що земля струснулась од печалі
І дзвіниці плакали в імлі.
І відкрилась рана, аж бездонна,
У мистецтві. І уже навік.
Кажуть, рафаелівській мадонні
Кров текла з - під сяючих повік...
Війна скінчилася, час зарубцював рани… Приходили весни, розквітали квіти, народжувалися нові картини…
Сильна була жінка. Не було радості в її житті, а стільки радості вона залишила нам!
І така синергія почуттів від слів:
...І коли я намалюю квітку,
То краса від неї йде така,
Так світліє, так далеко видко, -
Ніби бачиш, що людей чека.
І за десять, і за двісті літ…
Віруєш у будучність землі,
Віруєш, малюючи картину,
В рід людський і в людяність людини.
А на своєму моніторі я прикріпила, як девіз:
А зорі летять і летять
Не можна заснути, хоч плач.
Найбільша удача з удач –
Явитись на світ для життя!