Вильгельм Котарбинский (Wilhelm Kotarbiński 1849—1922) ~ Украинский "модерн"
Вильгельм Котарбинский (1849—1922) — яркий представитель стиля «модерн», живописец исторического и фантастического жанров.
В истории русского искусства есть ряд имен талантливых художников, чье творчество еще не получило должной оценки, что привело к сознательному забвению имен многих по-настоящему талантливых мастеров. Один из таких художников - поляк Вильгельм (Василий) Александрович Котарбинский.Творческий путь Котарбинского начинался нелегко, но сила его дарования и поразительное трудолюбие были так велики, что в конце концов он занял видное место среди лучших живописцев своего времени. Живописец польского происхождения.В.А.Котарбинский родился 30 ноября 1849г. в местечке Неборов Варшавской губернии.Начальное художественное образование он получил в Варшавском рисовальном классе, но против дальнейшей учебы и последующей карьеры художника решительно восстал отец Вильгельма, старый польский шляхтич. Получил образование в Варшавской художественной школе(1867-1871), и одолжив денег у дяди, двадцатилетним Котарбинский бежал в Рим. Первый же его выход «в люди» ознаменовался полным триумфом, где блестяще окончил Академию св. Луки в Риме под руководством Подести(1872-1875);На конкурсе в Академии св. Луки юноша получил приз — серебряную медаль и звание «Первого рисовальщика . В 1882 г. окончил Академию художеств в Петербурге (в 1905 г. удостоен звания академика).До 1987 постоянно жил в Риме, где завязалось его знакомство с братьями Сведомскими, от которых он научился русскому языку, и которые впоследствии пригласили его в Киев для участия в росписи Владимирского собора.Учеба в Риме и жизнь в Италии после окончания Академии, безусловно, оказали влияние на живописное творчество В. Котарбинского. Видимо, ими объясняется внешняя красивость и сентиментальность его картин на мифологические и библейские сюжеты. Увлекался художник и полотнами, полными символов, мистики, фантастических видений. С 1887 г. жил и работал в Киеве. Выработал своеобразный стиль в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью. Некоторое время звание ведущего российского символиста сопутствовало В.А. Котарбинскому в знак "признания" неясностей изображенного на его картинах. Некоторое количество его работ доступны нам сейчас благодаря тому что были изданы в свое время в виде открыток.
Молчание вечера. 1900
Автор ряда крупных станковых полотен, разошедшихся по всему миру – в Италии, у польских коллекционеров, его работы приобретались знаменитыми коллекционерами Солдатенковым, Терещенко, полотно «Оргия» была приобретена музеем императора Александра III.
Гоплана (русалка).
Вечерняя звезда
Кувшинки.
Котарбинский был очень плодовит, работал легко и много. Был весьма коммерчески успешен, был в моде. Кроме огромного количества сепий на мистические темы он написал множество небольших работ, преимущественно на исторические, религиозные и мифологические темы; но также оформлял интерьеры особняков магнатов.
Нимфы.
В реформированной Императорской Академии художеств существовало звание академика «за известность на художественном поприще», которым был удостоен В.А. Котарбинский в 1905 году.
Вечерняя сцена.
Вечерняя сцена.
В Киеве Котарбинский выполняет ряд заказов, в частности для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко на бульваре Тараса Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков на ул. Терещенковской).
Поцелуй волны.
Известно, что сам Третьяков заказывал Котарбиньскому картину для своей галереи, но с условием - чтобы тот подписал ее по-русски, но получил отказ – это была бы не его подпись…
Оргия.
Оргия (деталь)
Он был награжден орденом Станислава 2-й степени, а в 1905 году Петербургская академия художеств «за известность на художественном поприще признает и почитает В. А. Котарбинского своим академиком».
Древние развалины.
Мечты
В предреволюционные годы В.А. Котарбинский много внимания уделил монументальному искусству, работая по украшению частных домов известных своими доходами киевлян.Он выполняет ряд заказов, например, для дома украинского мецената Н. А. Терещенко на Бибиковском бульваре (ныне Музей Т. Шевченко), и создает 13 панно для дома В. Н. Ханенко на Алексеевской улице (теперь Музей искусств им. Богдана и Варвары Ханенков).
Портрет девушки.
Обнаженная в камышах.
В Киеве художник первоначально проживал в номерах Кане на Фундуклеевской, позже — на Большой Владимирской в гостинице «Прага».
Женщина с кувшином . Женщина с голубями
Две итальянских дамы в парке восхищаются драгоценными камнями
Котарбинский был один из любимых художников Николая II, это не удивительно...
Вечер на террасе
Античные девушки
Девушка в цветах мальвы . Роса.
Вильгельм Котарбиньский в Киеве жил и на Андреевском спуске, где жили в то время знаменитые М.Булгаков,Н.Бердяев,М.Врубель...А ведь тематика этих художников слова и кисти очень похожа.Вообще-то, нет ничего удивительного в том, что тематика этих художников перекликается с «древними главами» «Мастера и Маргариты» - во всей мировой живописи, музыке и литературе библейские мотивы традиционно присутствуют, но тут – случай особый – все трое с одной улицы! И творчество их, а особенно роспись церквей, при советской власти объявлялось мистикой, как и вообще всё, что имело отношение к религии…
Девушка и ангел
Дама на мраморной скамье.
Две красавицы.
Клеопатра.
Могила самоубийцы.(Блуждающи огонь).
Стрельба из лука.
Песнь невольниц. Массандра, Крым
Аркадия.
После смерти.
На террасе (Гадание на розах)
В.Котарбинский - наследник «послебрюлловского поколения»,как и художники П. и А.Сведомские, Ф.Бронников, А.Риццони, С.Бакалович, и др.Он в совершенстве владел художественной формой, пластикой, тайной живописной поверхности, традиции которых восходят к эпохе Возрождения. Художник владел чудодейственной силой и свойствами самой краски. В России эти качества живописи ценили меньше, чем в европейских школах. С уходом из жизни таких художников почти в одно время (начало ХХ века) многое из живописных качеств искусства было навсегда утрачено.
Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов. 1882
Переход евреев через Чермное море
Евреи, по выходе из Египта, направились к Чермному, или Красному морю. Египтяне же, похоронивши умерших первенцев, стали жалеть, что отпустили евреев. Фараон, собрав войско с колесницами и всадниками, отправился в погоню за евреями. Он догнал их у берега моря. Увидев позади себя грозные полчища фараона, евреи пришли в ужас. Вместо того, чтобы просить у Бога помощи, они стали роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта. Ободряя их, Моисей в душе своей молился Богу. Господь услышал его молитву. Облачный столп стал позади евреев и скрыл их от египтян. Господь сказал Моисею: "возьми жезл твой, простри руку твою на море и раздели его". Моисей протянул руку свою с жезлом на море. И поднял Господь сильный восточный втер на всю ночь, и расступились воды. И пошли евреи по сухому дну, вода же была им стеною по правую и по левую сторону. Слыша в стане еврейском движение, египтяне погнались за евреями по дну морскому и уже достигли середины моря. В это время евреи вышли на другой берег. Моисей снова, по повелению Божию, простер руку свою с жезлом на море. Вода морская слилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, и потопила египтян.
Очарованный сад.
______________
Так, для "развлечения и утехи", для себя, – Котарбинский писал на картонах сепией картинки на самые фантастические сюжеты. Зашедший к нему однажды профессор Прахов, увидел эти картоны и пришел в восторг от их оригинальной красоты и свежести.Благодаря выработанному в них своеобразному стилю в духе модернизированного салонного направления, который пользовался огромной популярностью, вкупе с наполненностью символами и фантастическими видениями Котарбинский получил звание ведущего российского символиста, после того как эти картоны были выставлены на передвижной выставке и вызвали фурор.
Кошмар.
Кошмар (деталь)
Лунная соната.
Тишина.
Известно, что Вильгельм Котарбинский был безнадежно влюблен в Эмилию Прахову.Не так давно, в 2000г. "всплыла" на антикварном рынке одна его картина, к сожалению, её нет в и-нете, "Портрет Эмилии Львовны Праховой".... Но фрагмент репродукции этого портрета можно посмотреть в электронной версии газеты 2000г. ПО ОБЕ СТОРОНЫ . Эта работа объединяет два имени — художника и его модели, занимающих видное место в истории русской и украинской культуры конца XIX — начала XX вв. Еще в начале нашего столетия полотна, подобные этому, украшали стены аристократических особняков, составляя предмет гордости их владельцев.Картина подобного уровня, безусловно, являлась событием на нашем рынке произведений искусства, так как по своим художественным достоинствам она представляет собой значительную музейную и коллекционную ценность. До недавнего времени работа находилась у потомков семьи Праховых, затем она была выставлена в антикварном салоне «Шедевр» (ул. Б. Васильковская, 37). Эксперты определили ее стоимость в 140 тыс. гривен. Тот, кому посчастливилось приобрести картину, должен будет всерьез подумать, куда ее повесить, так как размеры полотна, оправленого в тяжелую золоченую раму, составляют 200х126 см.Портрет Эмилии Львовны написан Котарбинским в 1900-е годы, когда он был уже зрелым мастером. Свобода, с которой он строит композицию и располагает живописные массы на большой площади полотна изобличают в нем незаурядный талант художника-монументалиста. На полотне предстает образ женщины из высшего сословия с несколько усталым, задумчивым лицом, увядающую красоту которой подчеркивает букет осыпающихся роз и пышное, бледно-розовое платье, словно сотканное из опавших лепестков.Эмилия Львовна была одной из тех редких женщин, которые умели соединить в себе высокую образованность, утонченный вкус и талант настоящей хозяйки дома. Будучи одаренной пианисткой она отказалась от собственной карьеры ради дела мужа и воспитания детей, создав неповторимую атмосферу дома Праховых, в котором частыми гостями бывали Васнецов, Нестеров, Врубель, Крамской, Шишкин, Коровин, Серов, Суриков и Котарбинский. Ее муж, Адриан Викторович Прахов, был первым в России профессором истории искусств. Он руководил грандиозными работами в Кирилловской церкви и Владимирском соборе. Благодаря этому семья Праховых оказалась в центре художественной жизни Киева в 80—90-х гг. XIX в. Все хлопоты по приему бесчисленных гостей легли на Эмилию Львовну. Надо сказать, что друзья дома платили хозяйке искренней привязанностью, а некоторые даже были ею всерьез увлечены. В частности, к числу поклонников Праховой причисляли Михаила Врубеля.
Портрет Эмилии Праховой работы М.Врубеля (итальянский карандаш)
Он неоднократно изображал ее акварелью в интерьере гостиной за какой-нибудь работой. Считается, что прообразом иконы Богоматери, созданной им для иконостаса Кирилловской церкви, послужила Эмилия Львовна. Известен также ее портрет кисти Репина, написанный в 1879 году.Не избежал силы обаяния темно-васильковых глаз этой женщины и Вильгельм Котарбинский. В 1887 году вместе с Васнецовым, Нестеровым, Врубелем, братьями Сведомскими он был приглашен для работ по росписи Владимирского собора. Тогда же Котарбинский вместе с другими художниками часто бывал у Праховых. Постепенно Вильгельм Александрович стал своим человеком в доме хлебосольных хозяев. Эта дружба продлилась до конца дней художника.
.....В 1920 году, после того, как номер Котарбинского в гостинице "Прага" несколько раз подвергался обыскам, и оставаться там стало небезопасно, Эмилия Львовна Прахова предложила художнику переехать к ним на Трехсвятительскую. В доме Праховых, 72 лет от роду, Котарбинский и умер 4 сентября 1921 года .В память о себе он оставил галерею своих картин, которыми восхищается нынешнее поколение молодежи. Единственный из творцов Владимирского собора похоронен в Киеве, на Байковом кладбище, на 1-м польском участке новой части кладбища; могила - слева от аллеи. Сегодня администрация Байкового кладбища ищет его родственников или знакомых, потому что за могилой никто не ухаживает…
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/aleksyri/post234887048 |