Музей находится на площади Марии Терезии. Два здания близнеца, специально построенные для размещения Художественно исторического музея и Музея естественной истории архитектором Готфридом Земпером в период с 1871 по 1889 годы, образуют площадь. В первом из них я бывал многократно, а вот во второй как-то не находил время зайти. На этот раз время было.
Основу собрания Музея естественной истории составила коллекция природных экспонатов минералов, окаменелостей, драгоценных камней, собранная Иоганном Риттером фон Байллоу - директором музея Уфиции во Флоренции, который больше интересовался не живописью, а естественными науками. Франц I Лотарингский муж Марии Терезии в 1749 году купил коллекцию и перевез в Вену. Сам собиратель коллекции не смог с ней расстаться и, покинув Италию, переехал в Вену, где был назначен главным ее смотрителем. К середине 19 века первоначально насчитывавшая около 30 тысяч экспонатов собрание настолько разрослось, что места для размещения ее в Хофбурге уже не хватало. В 1889 году коллекция переехала во вновь построенное для нее здание.
Здание Художественно исторического музея напротив.
Коллекция Музея естественной истории включает несколько отделов: минералогический (собрания минералов, самородков, драгоценных камней), палеонтологический (собрания окаменелостей, скелетов динозавров и других рептилий), зоологический (собрания насекомых, рыб, птиц, змей, земноводных, млекопитающих).
Билет стоит 10 евро, фотографировать разрешено, в том числе и со вспышкой.
Войдя в музей, сразу попадаешь под купол, по периметру которого в виде аллегорических скульптур представлены все направления естественных наук.
Осмотр я начал с коллекции минералов на первом этаже. При входе лежит огромный самородок аметистов.
Минералогический отдел представляет из себя анфиладу залов с витринами, в которых представлено немыслимое количеством камней. Похоже, что любой сколько-нибудь заслуживающий внимание минерал мира здесь можно увидеть.
Я снимал только наиболее крупные экземпляры. В камнях не разбираюсь, поэтому подробных подписей не будет.
Это похоже горный хрусталь и золотые самородки. Думаю, что золото это не оригиналы, а размерные копии, уж очень хлипкие витрины, чтобы хранить такое богатство.
А это действительно настоящие драгоценности, выставлены за бронированным стеклом.
Поделочные минералы и изделия из них.
?
Камни долго не осматривал и направился на второй этаж в более интересные разделы музея.
Лестница на второй этаж украшена картинами и статуями известных ученых и путешественников.
Роспись плафона над лестницей.
Скелет реликтового лося.
В коридоре, ведущем в зал динозавров, представлены реконструкции древних животных и их современные потомки.
Зал динозавров.
Чудо в перьях :) Это похоже реконструкция предка современных птиц.
Реальные черепа динозавров (?).
А вот это движущаяся модель динозавра, возможно со съемок какого-то фильма. Начинает двигаться и рычать, когда к ней подходят. Может реально напугать.
Мамонт, только передняя часть, выходит из окна. Целиком похоже не поместился.
А это знаменитая Венера Виллендорфская, найденная археологом Йозефом Сцомбати в 1908 году близ местечка Виллендорф в долине Вахау в Австрии. По последним оценкам она была создана во времена палеолита около 25 тысяч лет до нашей эры.
Стенд посвященный ледяному человеку Отци.
В 2006 году я побывал на месте его находки на леднике Симелаун, а позже в 2007 в музее в Больцано, где он хранится.
Продолжаем осматривать Музей естественной истории.
Залы посвященные временам палеолита и становления человеческой цивилизации.
Останки животных, на которых охотились древние люди.
Панно на стенах, изображают сцены из трудной жизни первобытных людей.
Появление гончарного искусства.
Бычок. 55-60 век до нашей эры.
Египетская повозка. Реконструкция, конечно.
В музее проходила тематическая выставка "Экстремальная среда обитания". Экспонаты выставки знакомили с различными предельными для Земли погодными факторами.
Ветродуйная машина. Кнопками на пульте можно выставить скорость ветра в метрах в секунду, и просунув руки в обрезиненные отверстия, ощутить его силу на себе.
Мое инфракрасное изображение с температурной шкалой. Показывает, насколько одежда изолирует тепло человека и, соответственно, защищает от холода.
Назначение этого стенда с намороженной на стену наледью я не очень понял. У каждого в морозильнике есть такой.
Гусь на веревочке, возможно, должен двигаться по ней, но для чего, непонятно.
А это стенд, где можно самому сфотографироваться в экстремальной среде. На стенде выбирается соответствующее изображение. Далее надо встать перед синим экраном. При этом оказываешься внутри картинки. Кто-то должен сфотографировать композицию с внешней стороны на свой фотоаппарат, либо сделать фотографию с пульта на встроенную в стенд камеру и затем с этого же пульта отослать фото через интернет на вписанный электронный адрес.
Поскольку я был один, пришлось снимать самого себя изнутри на свой же фотоаппарат.
Рядом со снежным барсом.
С горным козлом.
На вершине Эвереста.
Сложно конечно было и снимать от пояса, и не промахнуться в кадровке. А самое главное, непонятно, куда смотреть, чтобы голова была повернута к зрителю.
Обитатели пустынь. Что с ними делать с помощью пультов, я не очень понял. Возможно, тоже фотографироваться.
Далее залы с обитателями морских глубин.
Кораллы.
Раковины.
Крабы.
Акулы.
Насекомые.
Саранча, медведки.
Пауки.
Филиппинские бабочки.
Можно разглядеть отдельных мелких представителей в увеличенном виде под микроскопом, как через окуляр, так и на телевизоре.
Старинные микроскопы, тоже представлены.
Макет огромной, неприятной на вид, бытовой мухи очень убедительно для детей демонстрирует перенос заразных бактерий с помойки на стол.
Пресмыкающиеся.
Змеи.
Удавы.
Крокодилы и аллигаторы.
Кайман.
Черепахи.
Варан.
Здесь я показываю лишь малую часть стендов, все многообразие представленных в музее животных показать невозможно.
Последняя часть о Музее естественной истории. Осталось посмотреть млекопитающих и птиц.
Слоны. Индийский и африканский. Скелет какого-то из них.
Бегемот и морская корова на заднем плане. Я не знаток зоологии, но возможно это животные одного вида.
Рядом в том же зале жирафы.
Напротив скелет кита, бивень нарвала.
Белая акула над лестничным пролетом
Далее залы с обитателями разных природных зон.
Витрины, в которых выставлены животные, довольно старые, стекла волнистые и искажают изображение. Не очень понятно, почему их не заменяют на новые, гладкие.
Зебры.
Горные козлы
и бараны.
Газели и антилопы.
Зубры.
Олени.
Моржи и тюлени.
Львы и леопарды.
Медведи.
Обезьяны.
Птицы африканские.
Райские птицы.
Птица носорог (?).
и ее разновидности (?)
Совы и филины.
Исчезнувшая птица Дронт.
Фазаны и перепелки.
Орлы и коршуны.
Фламинго и аисты.
Пингвины.
Дрофа.
Макет парусника в одном из холлов музея.
На этом о Музее естественной истории рассказ заканчиваю.
Далее перейдем на противоположную сторону площади Марии Терезии и зайдем ненадолго в Музей истории искусств, посмотрим выборочно голландцев, испанцев и несколько залов античной культуры, в которых до этого я ни разу не был.