День Ильи Пророка, святого, пользовавшегося особым уважением и почитанием среди русского народа, - один из праздников, о котором народ не забывал никогда. Этот день для деревенского жителя был поворотным моментом в хозяйственных делах. Считалось, что начиная с Ильина дня вода в реках и озерах становится такой холодной, что после него купаться не стоит. Грозы на Ильин день считались целебными - «ильинскую» дождевую воду собирали и умывались ею. С ее же помощью смывали злой след от дурного глаза. Образ пророка Илии окружен ореолом величия и мощи. За свою святую жизнь на земле - а жил он в Палестине, за 900 лет до Христа - Илия был взят живым на небо в огненной колеснице. 20 июня после крещения Руси стал днем Ильи Пророка, и ему вручили власть над громами. Интересно, что христианский Запад, не менее русских чтивший Илью, Громовником его не считал, а молнии отдал в ведомство Сатаны. По сути дела, Илья Пророк для русских православных мужичков XIX столетия был отнюдь не ветхозаветным поборником культа Иеговы. Иной крестьянин из какого-нибудь Ильинского прихода еще бы и обиделся б смертно, намекни ему кто, что Илья Пророк был евреем. Нет, этот пророк, слившийся в сознании русских людей с былинным Ильей Муромцем, был ездящим на колеснице Громовержцем, преследующим нечисть, дающим дождь на поля; чествовали его не столько молитвой и свечечкой, сколько ритуальными плясками («попляшу святому Илье!») и забиванием в складчину откормленного бычка в тот самый день, 20 июня. Проще говоря, только имя отличало мужицкого Громовника Илью от древнего Перуна, и только имя сближало его с ветхозаветным фанатиком.
Илья - один из библейских пророков, которые предсказали и подготовили приход на землю Христа и нового вероучения. Образ пророка Ильи был запечатлен в Ветхом Завете. Согласно легенде, отцу его было видение: младенца Илью некие мужи «повивали огнем» и давали ему вместо пищи - огненный пламень. Главным подвигом Ильи была его борьба против отступника Ахава, который предался богу Ваалу. Чтобы вернуть Ахава к богу Иегове, Илья предрек: не будет ни росы, ни дождя, пока он, Илья, не скажет обратное. Предреченное - исполнилось, начались засуха и голод, продолжавшиеся три с половиной года. Илья в это время пребывал в добровольном изгнании, и если верить рассказу о нем - жил в уединении, и вороны приносили ему еду. Спустя три года Илья бросил Ахаву вызов: кто из них в силах остановить голод. Ахав собрал 850 жрецов Ваала, Илья же действовал в одиночку - и победил, вызвав потоки дождя. Когда царь пытался схватить пророка, огонь небесный палил воинов, а последний посланный царем отряд перешел на сторону Ильи. По легенде Илья был перенесен в вечность, «на небо», не изведав смерти. Он явился вместе со слугой и учеником своим Елисеем к реке Иордан, ударил по ней своей «милотией»(плащом) - воды расступились, и странники перешли по сухому дну. Тут явилась огненная колесница, запряженная огненными конями, и поднявшийся вихрь понес Илью на небо.
Длинные волосы, густая борода, шерстяной плащ на плечах, иногда - шапочка на голове и свиток в руках. Так в старину изображались все ветхозаветные пророки, и лишь надписи возле нимбов и тексты на свитках позволяли верующему определить, кто именно нарисован на стене или доске. Отличительные пророческие атрибуты - плащ, шапочка, борода, длинные волосы и свиток в руке - имеют очень глубокую символику.На стенах многих старинных храмов можно увидеть изображения людей в шапочках и плащах. Это пророки - ветхозаветные праведники, которые возвещали Израилю волю Божью и были своеобразными нравственными ориентирами в те годы, когда народ очередной раз впадал в язычество. Среди них особое место занимает святой Илия - самый известный пророк дохристианской эпохи, живший в Палестине за девять веков до Рождества Спасителя. Он одинаково высоко почитается и христианами, и иудеями, и мусульманами, что отразилось и на его иконографии - существует несколько вариантов того, как пророк Илия изображается на иконах. Их мы сейчас и рассмотрим.
Начнем с плаща - он до сих пор является важной частью одежды в пустынных регионах планеты, хорошо защищая своего хозяина и от палящего солнца, и от пронзительного холода. Кроме того шерсть обеспечивает хорошую вентиляцию и создает наиболее комфортные условия пребывания в засушливых местах. Ветхозаветные пророки находились в пустыни значительную часть своей жизни - они скрывались там от недоброжелателей, молились, уходили для того, чтобы побыть наедине с Богом и собою. И если в городе появлялся человек в грубом шерстяном плаще, то все знали, что, скорее всего, это - пророк. А еще плащ - является символом странника. И действительно, жизнь святого, которого Господь избирал на пророческое служение, была сплошным странствием. Ему предстояло в любой момент оставить все и идти на исполнение Божьего поручения - проповедовать, наставлять, обличать.
Следующий элемент ранних икон любого пророка - шапочка, капюшон, повязка или корона. С одной стороны, это вполне понятно - в пустыне голову нужно защищать от солнца более тщательно, чем остальные части тела. Также многие пророки были людьми знатными, отсюда - корона на голове, например, пророка Давида. Повязка также имеет утилитарное значение - она скрепляет волосы, которые у многих пророков были очень длинными. Но, также, головной убор в иконографии применяется и с другой целью - он символизирует благодать Божью, которая почивает на святом. А еще это - венец славы, знак избранности и служения Господу.
Примерно аналогичный смысл имеют длинные волосы и густая растительность. Во времена Ветхого Завета существовала особая группа иудеев - назареи. Эти люди посвящали себя Богу - на время или навсегда, они отказывались от брака, алкоголя, развлечений, проводили дни в посте и молитве, помогали другим. В знак принятия обетов назарей носил длинные волосы, которые нельзя было стричь и брить либо всю жизнь, либо до окончания срока обета. Со временем обильная растительность на голове стала символом служения Богу. Этот момент и отражен на пророческих иконах.
И, наконец, свиток - знак проповеди, знак того, что пророк не просто что-то говорит, а говорит очень важные вещи, которые важно сохранить для потомков. Если пророк оставил после себя книги, на свитке обычно написаны самые значимые его пророчества, относящиеся к Христу. Если пророк не писал, а учил устно, то свиток все равно содержит надпись - самое известное изречение этого человека. День Ильи Пророка 20 июля (по новому стилю - 2 августа) признавался Церковью как один из великих праздников. На иконах Илья представал запечатленным в два разные момента своей жизни - и в совсем разных обликах.
Первый из них - Илья и ворон. На иконе пророк сидит у ручья, в окружении нависших над ним скал. На дереве либо на скале сидит ворон и держит в клюве хлеб. Эта композиция передает содержание библейского отрывка, в котором рассказывается, как пророк, объявив израильскому царю Ахаву о начале засухи, ушел в пустыню…Но помимо традиционной композиции существует ряд уникальных икон этого пророка, которые изображают разные моменты его жизни. Из общего числа можно выделить два наиболее известных сюжета.
«И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Царств. 17: 5 - 6).
Второй сюжет - восхождение Илии на небо в огненной колеснице. В отличие от двух предыдущих икон изображение данного типа очень символично и вызывает у неподготовленного человека массу вопросов. Но сначала обратимся к тексту Библии: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад (4 Царств. 2: 9 - 13).
Вот икона, изображающая это событие. Внизу стилизованно обозначен Иордан, текущий между скал. На берегу стоит Елисей - ученик Илии - и протягивает руки к своему учителю, словно что-то у него забирая. Сам Илия изображен в верхней части иконы, он стоит на двух- или четырехосной повозке, запряженной несколькими лошадьми. Повозка объята пламенем так, что и сам пророк оказывается как бы поглощен им. Кони устремлены в небо, а саму огненную сферу поддерживает ангел. На некоторых иконах видно, что облако пламени, в котором стоит Илия - это продолжение ангельских крыльев, что огонь и ангел - единое целое. И, наконец, самое верхнее положение занимает изображение Бога - либо в виде благословляющей десницы, либо в виде светлого облака. Иногда под ногами Елисея нарисована милоть - шерстяной плащ Илии, который был сброшен пророком в дар ученику.
Символика иконы в каждой своей детали передает молящемуся идею о вознесении пророка из нижнего мира в мир горний. Прежде всего - это скалы, которые в иконографии всегда являются символом крепкой веры и духовного восхождения. Огненный шар - образ славы Божьей, а также - того ангельского мира, куда живым перешел Илия. Ту же идею подчеркивают несущиеся ввысь кони, объятые божественным пламенем. Кстати, колеса повозки - тоже намек на ангельское присутствие, ведь один из наивысших ангельских чинов - Престолы - изображаются именно в виде колес с глазами на спицах. На иконе изображен переход Илии в небесную славу. По преданиям, он вознесся телесно, и умрет лишь тогда, когда вернется на землю обличить антихриста перед вторым пришествием Христа.
Таков церковный христианский образ Ильи, А в представлении народа Илья причудливо вобрал в себя трактовки ветхозаветные и христианские с густым налетом языческих представлений.
В народном представлении Илья Пророк был Громобоем, Громовержцем. Местом обитания Громобоя считалось небо. По беспредельным небесным владениям пророк разъезжал на колеснице, всегда охваченной пламенем, запряженной конями или четырьмя огненными змеями. Грохот колесницы отождествлялся в ушах людей с громом небесным. Громов у него было двенадцать. В руках он держал огненные стрелы (либо золотой меч), - и, когда размахивал ими или метал во врагов, это молнии блистали. Молнии также могли получаться от искр, высекавшихся копытами бегущих коней пророка.
...........................................................................................................................................................................................................................................
|