Восемь жизненных правил Майи Плисецкой
20 ноября Майе Плисецкой исполнилось 89 лет!
Балет достался Майе «по наследству» – дядя и тетя Асаф и Суламифь Мессерер были выдающими танцовщиками Большого театра. При этом не скажешь, что профессию выбрали за нее – ее мать Рахиль была романтичной героиней немого кино, а другие тетя с дядей, Елизавета и Азарий, блистали на театральных подмостках как драматические актеры. По словам Плисецкой, казалось, что призвание у нее именно к театральной сцене, потому что ей всегда было интереснее всего сделать роль.
Про Майю Плисецкую знающие люди говорят, что она опередила все балетные школы лет на пятьдесят. Это едва ли не единственная балерина прошлых лет, чьи выступления смотришь без всяких скидок на плохую пленку и другое время. А сама прима скромно считает, что сегодня ее не приняли бы даже в балетное училище. Говорит «непродавленная коленка и подьем средненький». Выступать Майя всегда любила. В три года она сбежала от мамы. Рахиль нашла ее самозабвенно танцующей у репродуктора в окружении собравшейся толпы. Первый дебют на сцене состоялся у девочки в первом классе хореографической школы. Майя должна была изображать трусливого генералиссимуса Чан Кайши. Она появлялась из-за кулис в соломенной шляпе, нервно озиралась и пряталась под стул.
А уже в 14 она станцевала «Умирающего лебедя». Этот номер для нее поставила тетя, Суламифь Мессерер, которую вдохновила удивительная красота и пластика Майиных рук. К тому же девочке нужен был свой «портативный» номер, потому что труппе приходилось выступать и в сельских клубах с кривыми полами, и в Кремле, где полы хоть и ровные, но времени разогреться обычно не бывает. Этот номер не стал бы гвоздем Плисецкой на многие годы, если бы не был создан специально для нее, а танцуя «Лебедя», Майя вносила в постановку свои изменения. Она танцевала под аккомпанемент скрипки, под виолончель Ростроповича, под пение Монсеррат Кабалье... Сама балерина посчитала, и вышло, что «Лебединое озеро» она станцевала ровно 800 раз, а вот «Умирающие лебеди» учету не поддаются. Порой она выходила с «Лебедем» четырежды за один концерт – и никогда не повторялась, настолько разнообразны эмоции, вкладываемые в этот образ.
Она блистала не только на сцене, но и в жизни. В то время, когда простые советские женщины наряжались в скромный ситец, она привозила из зарубежных гастролей эластичные купальники для занятий и шикарные ткани для пачек. Любой парижский кутюрье почитал за честь что-нибудь подарить Плисецкой. Майя стала музой Пьера Кардена на десятилетия, и она хранит ему верность, появляясь на светских раутах в платьях со шлейфами, сшитыми специально для нее.
Все влюблялись в ее танец, кроме ее собственного мужа. Композитору Щедрину понравился… голос Майи и абсолютный слух. В 1955 году Плисецкая сухо записала в дневнике о небольшой вечеринке у Лили Брик. Перечисляя гостей, она чуть не забыла вписать Щедрина. Еще бы, ведь композитор провел весь вечер, исполняя свою музыку и не поднимая головы от рояля. И лишь спустя три года после первой встречи Щедрин и Плисецкая поняли, что любят друг друга. Он писал для нее балеты, она их танцевала. Они стали единым целым, идеально дополняя друг друга.
Кстати, детские мечты о театральной сцене почти сбылись. Балерина не раз выступала как актриса. И княгиня Бетси из фильма Зархи «Анна Каренина» в исполнение Плисецкой по выразительности может соперничать с балетными ролями. Режиссер Анатолий Эфрос вспоминал, что поставить фильм по тургеневским «Вешним водам» предложила ему Плисецкая. Эфрос хотел согласиться для виду, чтобы потом «забыть» и раствориться в тумане. Но от Плисецкой так просто не отвертишься. На театральной сцене в качестве актрисы она, правда, так и не появилась. Зато сыграла в Японии в театре НО в пьесе «Крылья ночи». Она изображала спустившуюся с небес фею.
Сейчас Плисецкая с Щедриным живут в Мюнхене. И эту пару легче встретить не в опере, а… на футболе. Пара не пропускает ни одного матча. Это, пожалуй, единственное место, где Плисецкая может слиться с толпой и остаться неузнанной. Майя всю жизнь обожает спорт, говорит, что это «цивилизация тела», и считает, что он влияет даже на балет. И «болеет» балерина почти всю жизнь – в СССР она «болела» за ЦСКА.
В День рождения Майи Плисецкой «Москвичка» составила правила жизни, которыми руководствовалась знаменитая балерина на протяжении всей жизни.
Восемь жизненных правил Майи Плисецкой
1. Всегда быть в форме
Весь мир восхищен грацией и красотой Плисецкой. Даже в таком солидном возрасте балерина может их показать всем завистникам. А дело все в том, что и в танце, и в жизни Майя всегда акцентировала внимание на только на своих сильных сторонах. Неудачные стопы? Покажем всем грациозные руки, чтобы про стопы все забыли! В одном из интервью на вопрос «Как похудеть?» прямолинейная Плисецкая ответила: «Меньше жрать! Других способов человечество пока не придумало». Хотя сама балерина признавалась, что любит вкусно поесть, а любимым блюдом назвала селедку.
2. Не забывать тех, кто был дорог
В 1962 году Плисецкая познакомилась с братом президента США, Робертом Кеннеди. Тот дарил ей цветы и бриллианты, а сама балерина недоумевала. что же это было. Тем не менее, они подружились. А через несколько лет на Роберта было совершено покушение, и он погиб. В этот день у советской примы было назначено выступление в «Метрополитен-опера». Тогда Плисецкая вышла танцевать «Умирающего лебедя» в знак траура.
3. Тщательно выбирать спутника жизни
Вот уже больше пятидесяти лет сердце Майи принадлежит Щедрину. Она говорит, что он продлил ее творческую жизнь на 25 лет. А еще за это время они изучили друг друга как никто. В кармане пиджака композитор все время носит красную помаду жены – потому что Плисецкая все время все теряет.
4. Не обращать внимание на общественное мнение
У Майи Плисецкой нет детей. Неизвестно, сама она их не захотела или боялась потерять форму, ведь многие балерины ушли со сцены именно из-за рождения ребенка. Так или иначе, сама балерина категорически заявляет, что «семей с детьми много, а Плисецкая – одна».
5. «Характер – это и есть судьба»
Самым драгоценным подарком Майя называет знакомство с Коко Шанель. Их познакомил выдающийся танцор Серж Лифарь во время гастролей в Париже. Коко тогда было около восьмидесяти. Она встретила Плисецкую на пороге своего бутика и заставила манекенщиц продемонстрировать ей новую коллекцию. Когда кто-то из девушек двигался не так, как ей хотелось бы, Шанель сама поднималась на сцену и показывала, как нужно носить ту или иную вещь. В эти моменты Коко выглядела на двадцать. Именно тогда Шанель сказала Плисецкой знаковую для нее фразу: «Характер – это и есть судьба».
6. Не стареть!
Плисецкая любит молодость во всех ее проявлениях. Она не отдает предпочтения опытным надежным партнерам, ей доставляет удовольствие искать молодые таланты. Ее постоянными партнерами были Александр Богатырев и Александр Годунов. Ради Светланы Захаровой она вернулась в Большой театр, чтобы помочь с постановкой «Кармен-сюиты». Увидев на конкурсе школьницу Полину Семионову, пророчит ей мировую славу. А девочку из театра «Русский балет» убедила в том, что ее ждет международная сцена – теперь Людмила Коновалова танцует все премьеры Венской оперы. Плисецкая любит молодость и талант – поэтому она талантлива и не стареет.
7. Быть верной мастерам
Уже больше тридцати лет Майя одевается только у Пьера Кардена. Он автор лучших сценических костюмов балерины. Плисецкая говорит, что у него абсолютный вкус. Балерина считает, что не она однолюбка, а Карден – гений разнообразия. Кстати, сделав столько платьев для Майи Михайловны, он ни разу не взял с нее денег.
8. Быть самокритичной, но не давать себя в обиду
Плисецкая опубликовала уже две автобиографии – «Я, Майя Плисецкая...» и «Тринадцать лет спустя». Она очень долго размышляет над каждой фразой, над точностью любого слова. Зато потом никому не дает книги редактировать.