В столице
Индии Нью-Дели расположен величайший храм
Акшардхам, который представляет собой настоящий комплекс. Он посвящен традиционной индийской, а также индуистской культуре и духовности. Благодаря своей грандиозности, этот храм превосходит другие подобные сооружения в мире. Именно поэтому он был занесен в
Книгу Рекордов Гиннеса.
В 2000 году началось строительство комплекса, территория которого составляет 12 гектар. Не покладая рук, 7 тысяч мастеров-ремесленников и 3 тысячи строителей работали над его возведением на протяжении пяти лет. Необходимо также отметить, что строительство комплекса обошлось в 500 миллионов долларов благотворительных пожертвований. Все было создано по канонам индийской архитектуры.
После окончания строительства, главный храм имел следующие размеры: высота – 42 метра, длина – 106 метров, а ширина – 94 метра. Глядя на него, первым, что бросается в глаза – колонны. Каждая из 234 колонн украшена вырезанными вручную узорами и фигурами богов из индийской мифологии. Здесь также впечатляют скульптуры, расположенные по периметру дворца - 148 каменных слонов, 125 фигур людей, 42 скульптуры разнообразных животных и птиц. Снаружи храм произведен из розового камня, а изнутри он отделан белым мрамором. Создатели храма выбрали эти именно эти цвета, так как белый цвет символизирует мир и чистоту, а розовый – любовь к Богу. Из всех статуй, находящихся внутри храма, больше всего потрясает воображение трехметровая статуя
Нилкантха Варми - воплощение
Бога Сваминараяна. Завершают храм девять огромнейших куполов. Вокруг Акшардхама расположены изумительной красоты музыкальные фонтаны, имеющие подсветку в темное время суток.
Индийские специалисты установили, что Акшардхам является одним из самых больших храмов в Индии. Ведь вся территория комплекса включает в себя храм, парки, светомузыкальные фонтаны, музей, кинотеатр, искусственные крытые каналы, скульптурные композиции, сувенирные магазины и многочисленные кафе.
Размер храма настолько громадный, что, даже увидев издалека, посетители поражаются его величием и красотой. К сожалению, брать с собой фотоаппараты категорически запрещается. Это исходит из того, что все права принадлежат храму и естественно, что им не выгодно терять прибыль от всего мерчендайза. Поэтому все открытки продаются внутри Акшардхама. Контроль на входе храма достаточно жесткий, так как заставляют снимать ремень, обувь, пропускают через магниты, вручную прощупывают одежду, карманы. В общем, ничего кроме денег и паспорта брать с собой нельзя.
Весь комплекс создан по древним индийским традициям. Внутри храма расположено 20 000 скульптур и горельефов. Цена одного билета не превышает даже одного доллара. Желающих посетить храм очень много, поэтому запускают партиями – по 25 человек. Сформированные группы переходят из одного музея в другой, из одной комнаты – в другую, тем самым, не создавая толпу.
Первый музей при храме посвящен истории и вере
Бхагвана Сваминараяна (Swaminarayan). Он родился 3 апреля 1781 года на территории северной Индии. В возрасте 7 лет Сваминараян стал автором многочисленных священных индуистских писаний. В 11 лет он покинул свой дом и, довольствуясь малым, вел монашеский образ жизни сначала в Гималаях, а затем путешествовал по всей Индии в течение семи лет. Он прошел более 8 000 миль и достиг ашрам в одном из штатов в западной Индии.
Ашрам – это место, где человек погружается в себя, медитирует, читает молитвы, совершает разные ритуалы, обновляя себя духовно. Ашрам может быть что угодно - пещерой в горах, хижиной для верующих или домом в Гималаях. Там можно медитировать и общаться с Богом. Духовный Учитель, который возглавляет ашрам, обычно принадлежит к числу людей, отказавшихся от мира. Он передает присутствующим свое священное знание, которое он когда-то получил от своего Учителя и успешно применял его на практике. С его помощью ученики изучают священные тексты, произносят священные звуки и занимаются йогой. Сваминараян проповедовал свои теории жизни в мире, любви и чистоте до конца своей жизни. Он скончался в 1830 году. Основные принципы его учения о счастливой жизни являются главной частью экспозиции первого музея, который состоит из многочисленных комнат, соединенных между собой коридорами. Послушание, молитвы, стремление к совершенству, вегетарианство, семейная гармония и мораль показаны в 15 трехмерных картинах, показывающих жизнь Сваминараяна.
В первой комнате очень тусклый свет и с трудом можно разглядеть посадочные места и сцену.
Представление начинается после того, как все посетители занимают свои места. Яркий луч от прожектора освещает сцену, на которой размещена огромная каменная глыба. Достаточно тихо играет музыка, а глыба медленно вращается вокруг своей оси. Через какое-то время появляется скульптура Бога, буквально высекающего себя из камня.
Почти 80% населения Индии – это индуисты. Самое значительное религиозное меньшинство – это мусульмане, которые составляют около 11%, сикхи - 2,2% , а буддистов - всего 0,7%. В Индии распространено одно понятие, которое означает:
"Бог один – народ же называет его множественными именами". Индуисты поклоняются сотням божествам. Наиболее известны из них – это
Шива,
Рама,
Брахма (создатель),
Вишну (хранитель) и
Кришна (разрушитель). Независимо от вероисповедания и от того, кто какому Богу поклоняется, вывод для всех индуистов один – человек строит свою жизнь сам. Нужно только осознавать, что все в этой жизни зависит от самих людей. Для того чтобы быть умным - необходимо учиться. Для того чтобы быть здоровым – следует заниматься спортом. В конце концов, если хочется быть счастливым – надо просто быть им.
При переходе из одной комнаты музея в другую, человек как будто проходит через столетия истории и ощущает себя частью всех событий. Чтобы людям показалось все реалистично в музее, манекены представлены в виде роботов, разговаривающих на нескольких языках (группа может заказать любой им доступный язык). Они поворачивают свои головы, показывают жесты, двигают глазами. Более того, все эти движения происходят синхронизировано с произведением речи, что создает впечатление реальности.
Первый музей позволять понять все основы индуизма. А во втором музее предоставляются знания о наследии индийской культуры, ее открытиях, разнообразных изобретениях индийских учёных, медицине, образовании и другом. Здесь можно поплавать на лодках по подземной реке, по волнам давнейшей индийской истории. Лодки плавают с интервалом в несколько минут, а в каждой из них может находиться пятнадцать человек. В этот момент начинается своеобразный рафтинг. Однако грести людям не приходится, так как лодки соединены между собой тросами, что обеспечивает абсолютную безопасность в плавании. Лодки проплывают через много туннелей, посещая пещеры
Ажанты и
Эллоры, где хранятся древние фрески. Затем посетители попадают в первый зал, где показано зарождение цивилизации. По истории известно, что это происходило на территории земли, входящую в часть современной Индии.
Проплывая дальше можно свидетельствовать созданию первого в мире университета
Такшила. Медицина тоже нашла свои корни в древней Индии. Однако умалчивается тот факт, что Индия была не только родиной медицины, но и родиной сифилиса, ведь именно отсюда он и распространялся в Европу. Всем известно, что шахматы были подарены всему миру – индийцами. Вот только путь от рождения к вершине оказался непростым и долгим, так как в 2007 году индийский гроссмейстер
Вишванатану Ананду стал игроком номер один в мире по шахматам. Индия очень богата своей давнейшей историей. Индийцы утверждают, что многие законы природы были известны их предкам за несколько столетий до открытий, сделанных
Эйнштейном и
Ньютоном. Знания о космических кораблях, оказывается, тоже было известно древними индийцам. Конечно, индийцы владели многими науками, в частности, химией и физикой. Железная колонна, которая была построена около тысячи семьсот лет назад, до сих пор не имеет признаков ржавчины. Это только подтверждает умение индийцев. Но, порой,
они действительно перегибают палку, считая себя основоположниками, чуть ли не во всем.
Третий билет является входным для кинозала. В нем имеется широкий экран и эффектная звуковая система. С помощью стереозвука и множества компьютерных трюков, в кинозале показывают фильм о 11-летнем мальчике-йоге
Нилканте Варни (Neelkanth Varni). Сюжет фильма основан на его приключениях во время путешествия по всей Индии от заснеженных
Гималаев до тропической
Кералы, расположенной на самой южной части страны. На широком экране показывают священные места Индии, различные религиозные фестивали, многообразные духовные традиции и многовековую культуру Индии. Действительно, этот фильм восхищает посетителей настолько, что некоторые из них даже задумываются изменить свою веру и принять индуизм.
В конце музейного зрелища начинают поражать музыкальные фонтаны, выполненные в форме лотоса и расположенные внутри громадной чаши. Внутренняя поверхность чаши одновременно служит посадочными местами и ступенями для тысячи зрителей. Подобные фонтаны можно увидеть и в Корее, но здесь особо отличается сама атмосфера света, воды и музыки в комплексе под открытым небом. Посещение заканчивается вечером, когда уже светятся яркие звезды и луна освещает огромные купола
Акшардхама. Это зрелище оставляет непревзойденное впечатление. Именно в тот момент и в том месте как будто становятся едиными все стихии – вода, огонь, воздух и земля.