В числе его поклонников (и счастливых обладателей его картин) - Изабелла Росселлини, семья Чаплина, семья издателя Галлимара, потомки Шагала, Фрэнсис Форд Коппола.
В центре Парижа на Монмартре стоит памятник, невысокому человеку в надвинутой на глаза шляпе с обвисшими полями. Он идет засунув руки в карманы пальто, раздуваемого ветром. Это художник Хаим Сутин.
Хаим Сутин, родился в 13 января 1893 года в деревне Смиловичи в семье нищего портного, и без того обременённого десятью детьми.
Родители, конечно, мечтали в будущем видеть мальчика раввином, портным, или, на худой конец, сапожником, а он рисовал на стенах углем, воровал у матери кухонную утварь, чтобы продать ее и на вырученные деньги накупить себе цветных карандашей. По-своему желая мальчику добра, домашние старались, как могли, отбить охоту, причем отбить в буквальном смысле этого слова, от нелепого и греховного занятия, но страсть Сутина к рисованию не смогли победить ни побои, ни ругань домашних. И родители, наконец, сдались, устроив строптивца ретушером к минскому фотографу.
В Минске Сутин дебютирует как портретист. Дебют этот ему дорого обошелся и круто изменил дальнейшую судьбу.
Сутин написал портрет раввина, а его сын, пришел в бешенство, оттого что был нарушен запрет на изображение всего, «что имеет душу». Он избил мальчика так жестоко, что Хаим попал в больницу, а мясника суд заставил заплатить 25 рублей за нанесенные побои. По иронии судьбы, именно эти деньги позволили Сутину уехать из Минска в Вильно, чтобы учится в художественной школе.
В Вильно у художника появился покровитель, известный адвокат, он обратил внимание на рисунки талантливого юноши и дал Хаиму рекомендательное письмо в Виленское иудаистское общество поощрения художеств. А уж там Сутина убедили ехать в Париж - учиться на художника. Для еврейских художников, той поры другой дороги не было: художественные центры России были закрыты для них чертой оседлости. Вот и оставался только путь на запад.
В июле 1912, без денег, голодный и оборванный, Хаим Сутин прибывает в Париж и отправляется прямиком в «Улей», в знаменитое общежитие и странноприимный дом для художников-бунтарей со всего света.
Просто выжить в эти первые месяцы в Париже, уже было подвигом для 19- летнего, стеснительного и молчаливого увальня, явившегося из своего лесного, медвежьего угла, и не говорившего ни по-французски, ни, толком, по-русски. Спасла его, наверно, лишь фанатичная страсть к живописи, иначе он просто сошел бы с ума. Сутин провел в «Улье» семь или восемь лет жизни. Пытаясь заработать на хлеб, Сутин устраивался работать грузчиком, декоратором, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду выгоняли за полную неспособность.
В 1915 году в жизни Сутина происходит событие огромной важности: он знакомится с Амадео Модильяни.
Подружились они мгновенно. Многим этот союз казался странным, непонятно что могло быть общего у блестяще образованного красавца и денди с немытым грязнулей из нищей российской провинции, а сроднила их общая страсть к искусству.
Модильяни пристроил бездомного Сутина в мастерскую к скульптору, еврею из России, Оскару Мещанинову. Тот был человеком необычайно добрым, и Сутин впервые в жизни почувствовал себя в его мастерской как дома, и, наконец-то у него появились все условия для работы.
Модильяни восхищался Сутиным, считал его гением и познакомил Хаима со своим ангелом-хранителем - Леопольдом Зборовским. Збо, он оценив талант Сутина, взял художника под крыло и отправил его отдохнуть и поработать на юг Франции, а потом экспонировал картины молодого художника у себя в галерее.
Сутин, по выражению Шолом-Алейхема, был экспертом по голоду. Мемуаристы вспоминают, как неистово колотил он по ночам в двери своих соседей по «Улью», требуя хоть куска хлеба. Чтобы так написать «Натюрморт с селедкой», нужно было иметь за спиной многие поколения предков, для которых селедочка на обеденном столе была предметом мечтательного вожделения,
Художник Талов, живший одно время с Сутиным в его мастерской, вспоминал, как тот писал натюрморт с селедками. «Прежде чем съесть принесенную из лавки снедь, он принимался за натюрморт и мучился, разрываемый голодом, пожирая ее лишь глазами, не позволяя себе к ней притронуться, пока не закончит работу. Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде».
Картины Сутина тревожили и завораживали зрителей, а палитра несла в себе такой пламень, такую необузданную страсть, что не возможно было остаться равнодушным.
После смерти Модильяни в 1920 году, потеряв единственного друга, Сутин живет очень замкнуто и одиноко, не доверяя никому, кроме Зборовского. Он ненавидел маршанов, выставки и отказывался отдавать куда-либо свои картины. Художник был уверен, что рано или поздно они и так найдут своих поклонников и покупателей.
Так и произошло. Альберт Барнс увидел в галерее Зборовского картины Сутина, приобрел их для своей коллекции и в дальнейшем Сутин уже никогда не знал нужды, находясь под покровительством знаменитого коллекционера из США.
В 1927 году в Париже состоялась первая выставка Хаима Сутина, затем прошли с большим успехом выставки художника в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. В 1929 году была опубликована первая книга о творчестве художника. Став богатым человеком, Сутин не превратился в буржуа: внутренняя жизнь мало изменилась, та же «духовная жажда» и боль сжигают его. Жизнь его полна страдания и страшных предчувствий мировой кровавой бойни, и только живопись помогает, осмыслить и преодолеть эту боль.
Начало войны застает художника в Париже. Ему предлагают уехать в США, но он, вопреки здравому рассудку остается и даже пытается в 1939 году записаться добровольцем на фронт. Его не берут по состоянию здоровья.
Начавшаяся бойня войны, бойня, закружившая и унёсшая любимую женщину и многих его знакомых, обострила в нём и без того болезненное переживание смерти.
На его работах вновь и вновь возникают окровавленные, вывернутые наизнанку бычьи туши, беспомощные связанные за ноги, висящие вниз головой, птицы, рыбы с разорванными в крике ртами. Все это жертвы, неумолимой «целесообразной», насильственной и механической смерти.
Сродни трагическим натюрмортам и его портреты и пейзажи. В них появляется такая деформации модели, такой тревожный кроваво-красный цвет, что глядеть на это становится страшно, становится понятно, что это уже обреченная натура.
Искусствовед М. Герман так пишет о работаххудожника: «На пейзажах Сутина под безжалостным, не знающим передышки, ураганным ветром деревья корчатся на ветру и беспомощно вертят растрепанной листвой. Бешеный ветер обрушивается на мир его героев, бугря и землю, накреняя дома, стаскивая людей со стульев, перекашивая и закручивая в спираль страдания человеческие лица. В его картинах аккуратные французские пейзажи, лишаются привычного обличья: дома, земля, деревья искривляются и срываются со своих мест. Из картины в картину повторяется этот навязчивый мотив подневольного, насильственного движения».
В 1941 году Сутин пытается записаться добровольцем в армию, и ему вновь отказывают.
Весной 1941-го друзья, спасая Сутина от преследования фашистов, снабдили его фальшивыми документами и помогли укрыться в маленьком городке в Нормандии.
Гибель художника произошла в духе мрачного гротеска, что мерещится в его картинах. Резко обострилась язва желудка и художнику потребовалась срочная операция. Хаима окольными путями повезли из Нормандии в Париж к хирургу согласившемуся вопреки запретам властей, сделать операцию еврею.
Он скончался от перитонита в августе 1943 года, когда его умирающего, тайно перевозили в Париж, спрятав в траурном катафалке,
Его похоронили в Париже по фальшивым документам на кладбище Монпарнасс.