"Многие люди обладают особым магнетизмом, притягивающих других людей и ничего плохого в этом нет. Это проявление силы, и в нашей жизни такие люди, вожди или учителя, необходимы. Эта сила, как дар Божий, может и должна быть использована во благо людей. Но чтобы пользоваться ей для благих целей, проявлять личную свободу и никого не подавлять, всякому подобному человеку необходимо обладать благородством души. Таким людям необходим постоянный личный контроль и предвидение результатов воздействия на других людей. Обладание такой силой подразумевает огромную ответственность. Сколько возможностей, столько и ответственности, чтобы не поработить другую личность и в следствии самому не попасть в зависимость. Все это касается прежде всего тех, кто претендует на место лидера в к. л. области деятельности, кто возлагает на себя ответственность за судьбы людей, будь то президент, чиновник, религиозный деятель или школьный учитель. Неважно какое количество людей являются нашими последователями, мы ответственны за каждую душу, которая беспрекословно верит нам. Истинность сказанного мы можем проверить исходя из нашей и мировой истории, ведь мы часто попадаем под зависимость людей, не обладающих благородством души и высокой моралью, и чем все это кончается хорошо известно. Перед тем, как воспользоваться своей силой влияния на других людей и взять на себя такой груз ответственности, необходимо спросить себя: Есть ли в вас не только чувства, но и сочувствие? Сочувствуете ли вы всем людям, чувствуете ли вы , что в мире много нищеты, невежества и суеверий? Чувствуете ли вы, что люди ваши братья, которым необходимы помощь и сострадание? Охватила ли эта идея всю вашу сущность, течет ли она в вашей крови, бьется ли в ваших венах? Проникло ли сочувствие в каждый ваш нерв, в каждую клеточку вашего тела? Нашли ли вы какое ни будь лекарство от болезней общества и сможете ли отличить зерна от плевел?"
(Нат. Малахова "10 заповедей")
Гениа́льность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Гениальность — культурное явление человеческой природы.
"Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении" - И. Ньютон
Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.
При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.
В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.
В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.
В своей монографии «Гениальность», В.П.Ифраимсон пишет: «Механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности»... (гениальности). Да существуют ли такие вообще? Кто их видел? Кто описал? Кто их доказал? Да и что такое гениальность? Существует ли вообще гениальность как некое особое качество? Всякое обращение к теме гениальности и роли гениев в истории и культуре почти автоматически вызывает в памяти знакомые ярлыки и штампы: «гений и толпа», «вождь и массы»... Биологические механизмы гениальности... Возникает еще больше сомнений: гениальность немыслима без социума, следовательно, само понятие «механизм гениальности» вызывает тут же привычный ярлык: «биологизаторство»... Сомнениям и замечаниям подобного рода нет конца. Но для того чтобы избежать этих ассоциаций, чтобы доказать существование любого из открытых нами механизмов гениальности или необычайной интеллектуальной активности, необходимо показать, что каждый из них встречается у гениальных людей гораздо чаще, чем среди всего населения. Нужна, следовательно, статистика, а не просто справка, что такой-то гений обладал такой-то особенностью. Нужно показать, что данный механизм не случайно, а каузально, то есть причинно, связан с огромным творческим подъемом и размахом деятельности. Нужно доказать, что каждая данная личность действовала не просто из-за занятого ею в силу родовитости или богатства места, а проявляла достаточно высокую личную инициативу и играла свою историческую роль именно как личность. Поскольку очень часто речь идет об исторических событиях, в которых первое, последнее и решающее слово принадлежит совокупности социальных факторов, нужно показать, какой отпечаток наложили на исход деяний именно личностные свойства рассматриваемого деятеля. Появление любого гения, результаты любых его действий очень легко объяснить совокупностью внешних факторов, оставив очень мало места следствиям его внутренних свойств. Поэтому возникает необходимость доказать, что именно они-то, эти внутренние свойства, и играли важную или решающую роль в ходе событий. Нельзя ограничиться каким-либо одним историческим периодом, одной страной. Может возникнуть подозрение, что автор, перебрав множество стран и эпох, остановился на той единственной или тех немногих, которые подтверждают его произвольно выдвинутое положение. Единственный выход — это написать нечто вроде той всеобщей истории, на фоне которой во все эпохи, во всех странах, по крайней мере европейских, действовали рассматриваемые нами гении. Основное место мы уделяли доказательствам наличия у выдающихся личностей той или иной из выявленных нами биологических, врожденных и по большей части наследственных особенностей. Дадим сразу несколько общих положений, которые затем будут аргументированы. Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. Однако только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев — в гениев развивается. И из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется. Как покажет далее рассмотрение механизмов гениальности, зарождение потенциального гения является прежде всего — проблемой биологической, даже генетической. Развитие гения — проблема биосоциальная. Реализация гения — проблема социобиологическая. На первый взгляд, сказанное приводит к пессимистическим выводам. Раз потенциальная гениальность отсутствует — делать нечего, великого не будет. Но есть и оборотная сторона медали, заключающаяся в том, что не генетические, а биосоциальные и социобиологические тормоза приводят к тому, что реализуется лишь один гений из десятка тысяч потенциальных. Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число гениев за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400—500. Примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США, если из числа этих знаменитостей вычесть тех, кто попал в историю из-за знатности или по другим случайным заслугам. Всегда остается спорным отграничивание гениев от талантов, и это понятно. Но еще большие трудности возникают при определении самого понятия «гений». Мы начнем с тех определений слова «гений», которые дают различные мыслители прошлого, и закончим выпиской определения слова «гений» из Большой Советской Энциклопедии. По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Вордсворт определил гениальность как «акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом». Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. По Шопенгауэру, «сутью гения является способность видеть общее в частном» и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. По Эмерсону, особенностью гения является «вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества». По Карлейлю, гениальность — это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю, «это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме», и доходящая до транса способность к концентрации. По В. Оствальду, это — самостоятельность мышления, затем способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы.
Е. Люка: «Если оценивать продуктивность объективно, а именно, как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений — продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело». Этот вывод Е. Люка подтверждает прямыми примерами: «Бетховен чувствовал себя беспредельно могучим, даже умирая. Гете был продуктивен и в повседневных беседах. Бах оставил труды, которые уже по своему объему представляются непостижимыми. И это определение распространяется на все, что нам непосредственно, помимо всякой теории, представляется гениальным».
По Оксфордскому словарю, гений — это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия». В третьем издании БСЭ (1971) в статье «Гениальность» не содержится какого-либо перечня гениев, но гениальность определяется как «наивысшая степень проявления творческих сил человека». «Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которого гений черпает материал для своего творчества». Во всех определениях наиболее важной, как четко разграничивающей гения от таланта, является констатация того, что можно выразить формулой: «Гений делает то, что должен, талант — то, что может». Формула эта подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность. Формула эта подразумевает роковую обреченность гения, его безысходность в подчинении своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения определенной задачи.
Эта формула объединяет Александра Македонского, вопреки бунтам своих измученных солдат устремляющегося на восток и юг от Инда, который он перешел, победив царя Пора; Наполеона, идущего на Москву; Моцарта, накануне дня смерти проигрывающего Реквием, который, как он думает, означает его конец; Бетховена, написавшего большую часть из всех своих величайших творений, будучи глухим; Микеланджело, ответившего на упрек, что на гробницах Медичи скульптуры не похожи на самих герцогов: «Кто будет знать через тысячу лет, как выглядели герцоги?»... Эта формула объединяет Эврипида, Софокла, Эсхила, чьи произведения живут спустя тысячелетия... И множество других гениальных людей, которые становились фанатиками своего творчества, объединяет именно эта формула. Если бы у Моцарта, Бетховена, Шопена не было одержимости, фантастической целеустремленности, то они, при всех своих способностях, будучи «вундеркиндами», ими бы и остались. Но Бетховен написал в своем завещании, что он не может уйти из жизни, не свершив всего, к чему предназначен. И все они действовали, сознавая что-то вроде внутреннего призыва, отлитого великим Гете в одну фразу: «И если в тебе нет этого — умри, но стань! — то ты лишь скорбный гость на мрачной земле». «Из тысячи мыслей, перерабатывающихся в уме писателя, должна быть одна — избранная мысль, а из тысячи мест, куда она может быть помещена, она должна найти только одно, именно подходящее ей место» (Л. И. Толстой). Но для создания этой единственной мысли из тысячи, для отыскания единственного подходящего ей места требуется, помимо очень высокого интеллекта, его напряженнейшая активность, стремление к совершенству, требуется поддерживающий социальный спрос, может быть, лишь прозреваемый социальный заказ и стимул, требуется огромное напряжение воли, целеустремленность. Бесчисленные факторы, неисчислимые тормоза приводят к тому, что в итоге развивается и реализуется один потенциальный гений из десятка тысяч. Основной вывод — это существование гигантских резервных возможностей, гигантских потенций «нормального» человеческого мозга. Потенций, которые нуждаются в развитии, волевой стимуляции и возможностях реализации для того, чтобы творить очень талантливые и даже гениальные дела.
Ученые считают, что им удалось определить часть мозга, отключив которую, можно стать гением. Открытие было сделано в результате изучения больных аутизмом и слабоумием. Известно, что такие больные часто обладают невероятными талантами. В 1988 на экраны вышел фильм "Человек дождя" с Дастином Хоффманом в главной роли. В фильме человек, страдавший аутизмом, проявлял невероятные математические способности. Люди, подобные герою, превосходно сыгранному Дастином Хоффманом, существуют в реальном мире. Например, Стивен Уилтшир, страдающий аутизмом, обладает уникальной способностью рисовать точные и очень детальные планы зданий после всего лишь одного посещения. Би-би-си снимало фильм о Уилшире. Его посадили на вертолет, который облетел центр Лондона. Через несколько часов после полета Уилтшир выдало детальную и очень точную схему района города, который облетел вертолет. Правда, считается, что больных аутизмом людей, обладающих "фрагментом гениальности", в мире не более 25. Так или иначе, до сих пор ученые были не в состоянии объяснить, как их гениальность связана с их болезнью. Специалист по слабоумию из Калифорнийского университета в Сан-Франциско Брюс Миллер просканировал своих пациентов с художественными талантами и обнаружил, что у всех их наблюдались повреждения в одной и той же части головного мозга - в левой височной доле. Именно эта часть мозга была повреждена у талантливого - и больного слабоумием - американского мальчика Дэйна Боттино.
Шокирующие и странные привычки гениев!
Гении, совершившие величайшие открытия или подарившие миру бессмертные произведения искусства, порой отличались удивительно забавными или странными привычками. Иногда эти смешные привычки опровергают всем известную цитату о том, что великий человек велик во всем…
Ведро на голову
О странностях Людвига Ван Бетховена ходили легенды, распространяемые его слугами, за спиной хохотавшими над великим композитором. Бетховен, например, считал, что бритье лишает его вдохновения, и поэтому никогда не брился, приступая к работе. Вместо бритья он выливал себе на голову ведро холодной воды, так как считал, что это заставляет мозги работать в полную силу!
Кроме того, он отличался исключительной способностью создавать в доме хаос, с которым не могли его справиться слуги. Он повсюду бросал нотные листы, тарелки с недоеденной едой, одежду, книги…
Слугам приходилось мириться и с другой его странностью — он требовал варить кофе только из 64 зерен, не больше и не меньше.
А вот Иоганн Штраус творил буквально на бегу. Свои знаменитые вальсы он сочинял, переходя из комнаты в комнату, где предусмотрительно заранее были расставлены столы и оставлены бумага и перья…
Иоганн Брамс сочинял свои мелодии в процессе чистки ботинок. Он начищал их несколько раз в день, утверждая, что только рядом с ваксой и суконкой для обуви к нему приходит истинное вдохновение…
А к Николо Паганини творческая энергия приходила после долгих скрипичных концертов на кладбище…
Шокирующий Дали
Уже один его внешний вид вызывал оторопь — странные одежды, торчащие в разные стороны усы. А уж постоянные розыгрыши и насмешки над окружающими до сих пор передаются из уст в уста.
Дали считал, что людей должно шокировать не только его творчество, но и все его поступки и образ жизни. Так, однажды он явился на лекцию в одном из американских городов в костюме для подводного плавания и водолазном шлеме. Когда оторопевшие зрители спросили его, почему он надел такой странный наряд, Сальвадор Дали спокойно ответил, что так ему будет удобней опускаться в глубины своего подсознания, о котором он хочет поведать слушателям…
На одном из полотен Дали нарисована его муза Гала с бараньими отбивными на плечах. Когда оторопевшие ценители искусства спросили, что бы это значило, Дали лукаво ответил: «Я люблю Галу и люблю бараньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония»…
Шиллер и лед
Оноре Бальзак предпочитал писать свои многочисленные произведения, сидя за письменным столом босиком. Надо сказать, что в его доме были очень холодные полы и ноги у писателя постоянно мерзли. Но он считал, что это помогает ему лучше излагать свои мысли. Точно так же полагал и Шиллер — он опускал ноги в корыто со льдом и после этого создавал свои бессмертные поэмы…
Помимо любви к холоду, Бальзак отличался еще и страстью к кофе. Он выпивал в день до 15 чашек этого стимулирующего напитка. Переплюнул его к страсти к кофе только Вольтер — тот пил до 50 чашек кофе в день…
А писатель Альбер Камю предпочитал жениться на женщинах с некоторыми психическими расстройствами — обе его жены были не от мира сего. Да и сам он был человеком со странностями. Когда он забирал свою вторую жену из роддома, то… забыл своих новорожденных близнецов…
Ученые
Слова «ученый» и «человек со странностями» практически стали синонимами. Действительно, люди, которые создавали в своей голове серьезные теории, изменявшие мир, в быту отличались большими причудами. Например, математик Декарт придумывал свои теоремы только лежа.
Исаак Ньютон однажды, задумавшись, сварил свои карманные часы вместо яйца, которое он задумчиво держал в руке…
Эйнштейн постоянно находился в своем особом мире, и его собеседникам приходилось по несколько раз повторять свои реплики, чтобы достучаться до ученого. А недавно было обнаружено письмо Эйнштейна своей жене, в котором он признавался: «Даже в самых торжественных случаях я обходился без носков и скрывал сие отсутствие цивилизованности под высокими ботинками».
А иногда ученые отличались совершенно неподходящими для людей науки увлечениями. Например, Нильс Бор входил в национальную сборную страны по футболу, а Пифагор был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою! Менделеев отличался страстью к изготовлению чемоданов, причем делал их такими прочными и качественными, что за ними просто выстраивалась очередь из желающих…
Лев Ландау, Нобелевский лауреат в области физики, обожал раскладывать пасьянсы, приговаривая при этом: «Это вам не физикой заниматься. Здесь думать надо»…
Суворов
А настоящий «солдат» Александр Суворов остался в истории как человек с очень большими странностями.
Окружающие не понимали, как он может жить по сталь странному распорядку — ложиться в 6 вечера, а вставать в 2 часа ночи. Причем ложился он на охапку сена, укрывался тонкой простыней, а, проснувшись, обливал себя ледяной водой.
Посетители фельдмаршала часто заставали его в спальном колпаке и белье — Суворов говорил, что ходит по своему дому так, как ему удобней.
Кроме того, он никогда не имел часов, говоря, что настоящий солдат и так всегда знает, сколько сейчас времени…
Из "Трактата о живописи" Анатолия Зверева (1963): "Теория, та или иная, способна только, если она, разумеется, воспринята, стать "звездой на темном небе", как ориентир заблудившемуся путнику, что вовсе не может обозначать , что "ту" звездочку надо доставать, поставив, скажем лестницу на открытое небо, лезть по ней, вместо того, чтобы спокойно следовать по пути, ориентируемому звездой, - к месту своего назначения. Аминь." Анатолий Зверев