Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) ~ НЕМАЯ ДРАМА В ФОТОГРАФИЯХ
Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) ~ НЕМАЯ ДРАМА В ФОТОГРАФИЯХ
Есть такой великий, без преувеличения, бразильский фотограф Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado, род. 08.02.1944).
Доктор экономических наук Себастьян Сальгадо начал заниматься фотографией на четвёртом десятке лет жизни, но она стала его страстью. Последние несколько лет он занимался тем, что путешествовал по самым диким местам нашей планеты и снимал, снимал, снимал.
Его долгосрочные проекты прекрасным образом вбирают в себя человеческую сторону глобальной истории, которая так часто повествует о смерти, разрушении и упадке. Фотографии Себастьяна Сальгадо рассказывают об ужасах современного мира: в тоже время они удивительно красивы.
Многие работы уже стали признанными произведениями фотоискусства. Сам фотограф рассматривает свои фотографии только как плод работы фотожурналиста: «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства», - говорит он. К счастью это уже от него не зависит.
Первая книга Себастьяна Сальгадо «Другие Америки» («Other Americas»), о нищете в странах Латинской Америки, была опубликована в 1986 году.
В этом же году он публикует книгу «Сахель: Человек в беде» («Sahel: Man in Distress») - рассказ о 15 месяцах проведенных на севере Африки пострадавшем от сильнейшей засухи.
Проект «Кофе»
Затем последовали и другие проекты. В возрасте 60 лет Сальгадо начал работу над своим самым амбициозным проектом - «Genesis - Книга Бытия». Совершенно потрясающая коллекция!
Здесь фотограф решил запечатлеть девственные земли - территории, нетронутые жестокой хваткой промышленности, эксплуатации и современной жизни.
Пингвины на айсберге между островами Заводовский и Высокий недалеко от Антарктиды.
Сальгадо возвращает нас к истокам человечества, поскольку по его словам «значительная часть планеты пребывает в том же состоянии, в каком она была во времена сотворения».
Морская игуана на Галапагосских островах, Эквадор.
«Я отправился на Галапагосские острова, чтобы подобно Дарвину попытаться понять мир - говорит Сальгадо. Там я фотографировал одну из гигантских черепах, и вдруг понял, что черепахе было так же любопытно что делаю я, как и мне - что делает она. Именно тогда я осознал, что ради возвращения к своим корням, я должен фотографировать животных: ведь я животное; обычное животное»,
Демократическая республика Конго, Уганда.
После десятилетий работы с людьми в различных ситуациях и исследований «социального животного» в своих фотографиях, обладатель Премии принца Астурийского 1998 года за достижения в области искусства, создал глобальный портрет природы.
Индейцы из племени ваура ловят рыбу в озере возле их деревни в регионе Верхней Шингу, штат Мато Гроссо, Бразилия
Его путешествие запечатлено в 245 черно-белых фотографиях сделанных в Антарктиде, Мадагаскаре, Ботсване, парке Вирунга на границе между Конго, Руандой и Угандой; Аляске, плато Колорадо в США, Сибири, джунглях Амазонки и множестве других точек планеты Земля.
Пара детёнышей южного морского слона, Южная Георгия.
Творчество Себастьяна Сальгадо - это не только эстетика, но и способ рассказать многим людям о судьбах других. Природоохранная деятельность, экология и человеческие ценности - вот что занимает фотографа уже несколько десятилетий.
Добро пожаловать в Новую Гвинею.
За свою жизнь Себастьян реализовал двенадцать фотопроектов, последний из которых, «Бытие» - был завершён недавно. Наша страна тоже представлена в нём серией фотографий о коренных жителях севера - ненцах.
А вот о ненцах стоит рассказать. Может показаться, что вся их жизнь - это сплошное выживание.
Сальгадо утверждает, что это неправда. Проведя в дороге целый день, ненцы строят временные деревянные жилища, чумы, готовят на костре горячую еду, пьют водку и ведут долгие беседы.
«В их жизни так много любви - жены к мужу, мужа к жене, к детям. Все, что их окружает, делает их жизнь удивительно богатой, и они рассказывают друг другу замечательные истории».
Заканчивая работу над «Бытием», Сальгадо как никогда уверен в необходимости восстановить отношения людей с миром природы.
«Главная проблема сейчас заключена в городах. Мы животные, рожденные землей вместе с другими видами. С тех пор как мы начали жить в городах, мы стали глупее, а вовсе не умнее. В течение сотен тысяч лет нам помогала выживать наша духовность, наша связь с землей. Сегодня мы оказались изолированными, и нам необходимо что-то сделать, чтобы это исправить».
Себастьян Сальгадо. Африканский слон в национальном парке Кафуэ, Замбия, 2010 год.
Несколько лет назад Сальгадо сказал, что «Бытие», возможно, станет его последним эпическим проектом. Когда его спросили - так ли это? «Дайте подумать, - он сделал паузу. - Возможно, нет». Еще одна пауза. В его голосе снова зазвучала страсть: «Я не знаю, каким будет новый проект, но я уверен, что этот проект не последний».
Выставка фотографий уже прошла в Лондоне, Венеции и др. Будем надеяться, что «Бытие» доберется и до нас.
Конечно, есть и критики, которые упрекают Сальгадо в эстетизации нищеты и страдания.
Проект «Полиомиелит»
Но мне думается, задача работ фотографа состоит в том, чтобы вызвать у зрителя сочувствие к боли другого, отразить изнанку современного общества. В объективе Сальгадо нашли свое правдивое отражение военные конфликты, бедность и страдания населения «третьего мира».
При помощи своих работ автор приглашает зрителя к полемике о недостатках современного общества, призывая к поиску решения существующих проблем. Благородная миссия!
***
Себастьян Сальгадо — один из самых известных в мире фотографов-документалистов, живой классик фотографии, один из 30 самых влиятельных фотографов десятилетияпо версии журнала "PDN Magazine". За десятилетия своей работы он создал множество выдающихся снимков и навсегда вошел в историю фотоискусства и фотожурналистики.
Себастьян Сальгадо (Родился в 1944 году, Айморес, Бразилия)- известный фотограф-пейзажист, анималист. Главными темами его работ являются красивейшие виды природы, безумные ландшафты, жизнь диких животных в естественно среде обитания. В этом деле он добился потрясающих результатов.
Путешествуя по всему миру со своей камерой, он регулярно радует поклонников своего творчества всё новыми и новыми снимками живой природы. При этом бразильский фотограф Себастьян Сальгадо считается одним из самых лучших фотожурналистов мира.
Себастьян Сальгадо. (Sebastiao Salgado)
«Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие». Именно так написал о рождении известного бразильского фотографа Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) … он сам. Да-да… Ведь, как говорил известный фотограф из Венгрии Брассай, практически у каждого творческого человека два дня рождения, две даты. Первая – когда он младенцем появился на свет, и вторая – когда к человеку приходит понимание того, в чем заключается его истинное призвание. Примерно так же говорил о себе и Роберт Капа, тоже прославленный фотограф.
Второе, главное рождение Себастио Сальгадо как фотографа произошло намного позже рождения упомянутых мастеров фотоискусства, в конце шестидесятых - начале семидесятых прошлого века, вскоре после того как Себастио с женой переехали в Париж из Бразилии. Он тогда был занят подготовкой к защите докторской диссертации и планировал стать серьезным экономистом. В первой половине семидесятых семейство Сальгадо совершило несколько замечательных путешествий по Африке. Предприняли они это в рамках экономических программ Международного Банка. Устав пользоваться фотоаппаратом жены, Себастио обзаводится собственным. Покупает «Лейку» и не расстается с ней во время всех своих путешествий. Со временем фотография затягивает его всё сильнее и сильнее. И однажды, вернувшись из поездки, Себастио Сальгадо решает начать новую жизнь – жизнь фотографа. Удовольствие, получаемое им от занятий фотографией, было, как он сам потом говорил, просто огромным. И вообще слово «огромное» («enormous») он очень любил и часто его употреблял в сочетании со словом «фотография».
Хоть и жила семья Сальгадо в Париже, но дома Себастио было практически не застать. Он всегда был в центре важнейших мировых событий того времени. Снимал покушение на президента США Рональда Рейгана, делал репортажи с войн в Западной Сахаре и Анголе, освещал как фотокорреспондент известную «операцию Энтеббе» - освобождение израильских заложников, и множество других громких мировых конфликтов и происшествий. Снимки Сальгадо стали появляться в прессе. Вскоре они принесли ему мировую известность. И уже в 1979 году (До первой книги Себастио было еще далеко!) фотограф был приглашен на работу в «Magnum Photos», самое известное в мире на то время фотоагенство, знаменитое объединение фотографов-документалистов.
С 1977 по 1984 год - целых семь лет посвятил молодой еще тогда Сальгадо своему первому крупному проекту, в котором рассказал о Латинской Америке. Потом он писал, что это были годы его путешествий во времени, возвращение на семь веков назад. Себастио наблюдал, как перед ним в очень ленивом, медленном темпе, так, как течет время в этих краях, проходит поток схожих между собой культур, верований, связанных одной историей, историей страдания. Закончился этот проект в 1986 году выходом в свет книги «Другие Америки» («Other Americas»). До сих пор она является самым лучшим свидетельством о том, как сегодня живет коренное население и крестьяне этого уголка планеты, как бедственно положение этих народов.
Совсем скоро, всё в том же 1986 году, выходит вторая книга Себастио Сальгадо. Она называется «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Man in Distress»). Над ней автор работал в северных районах Африки, пострадавших от сильнейшей засухи в 1984-1985 годах. На фотографиях на страницах этой книги – не только лица жертв засухи и страшного голода, но и самоотверженность, мужество людей, пришедшим им на помощь. Это, в первую очередь, молодые медсестры и доктора из международной организации «Врачи без границ», рабочие, инженеры…Герои этой книги не кажутся нам чужими, незнакомыми. Лица страдающих африканцев, которые пронзительно кричат, не разжимая губ – уже не просто «чьи то» лица… Они становятся по настоящему близкими.
В конец восьмидесятых - начале девяностых Сальгадо увлекается темой рабочих. Сталевары, шахтеры, ткачихи, рыбаки, золотоискатели, строители – вот герои его снимков. Люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, люди, зарабатывающие на хлеб своими руками. Сегодня такие люди практически «археологическая редкость». Встретить их можно разве что в странах «третьего мира», а совсем скоро и в этих странах рабочие могут остаться без работы в результате автоматизации и роботизации производства. Увенчал этот этап работы Себастио Сальгадо выход на восьми языках более чем стотысячным тиражом книги «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: an archeology of the industrial era»).
Для этой книги о рабочих Сальгадо делал фотографии в 23 странах мира. «Всего в 23 странах» - улыбаясь, говорил он. Следующий его проект охватил уже 47 стран. В нём он рассказал о массовой миграции населения, пожалуй, самой больной проблеме нашего времени. Одна из причин возникновения этой темы в работе Себастио Сальгадо – знание ее не понаслышке. Ведь он сам родился на маленькой бразильской ферме и в пятилетнем возрасте стал жить в крошечном городке. Когда ему исполнилось пятнадцать, он перебрался в другой, среднего размера город, в котором проживало 120 тысяч человек. В этом городе он впервые встретил свою будущую жену Лелию Делуиз Уаник , и в 1967 году семья Сальгадо переехала в Сан-Паулу. Но вскоре жизнь заставила их покинуть родину и бежать по политическим причинам во Францию. «Даже сегодня я иностранец, живущий в чужой стране» - писал позже Себастио Сальгадо. Работа над темой о миграции заняла шесть лет. В 2000 году увидели свет сразу две книги, созданных Сальгадо по итогам поездок и общения с мигрантами по всему миру: «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («The Children: Refugees and Migrants»).
«Refugees in the Korem camp Ethiopia»/Беженцы в лагере в Эфиопии - Себастьян Сальгадо
Этот снимок был сделан в лагере беженцев в Эфиопии. Люди, их одеяния, расстояние, на котором они находятся друг от друга, все это создает ощущение хаоса в их жизни. Ребенок на переднем плане, чей взор направлен вниз, мать, которая не смотрит в сторону мужа – создают идеальную симметрию. А пейзаж и мужчина, уходящий в противоположную сторону, отражают чувство страха и условий, в которых им приходится жить.
Имя фотографа и фотожурналиста Себастио Сальгадо стало известно всему миру уже после выхода первых двух его книг. Проекты, которые последовали за ними, всё больше и больше укрепляли его известность и значимость в мире журналистики. Но кроме таланта фотохроникера Себастио обладал еще и талантом фотохудожника. Тем не менее, интересно и то, что сам фотограф свои снимки считает просто работами документалиста, «Не фотографирующий, а фотографируемый делает фотографию» - говорит он. Автор не хочет, чтобы его снимки считали произведениями искусства. Тут остается лишь порадоваться тому, что вся дальнейшая жизнь произведения, после того, как оно покинуло мастерскую автора, уже не зависит от его воли. Несмотря на то, что на них порой изображены ужасные сцены из реальной жизни, фотографии Сальгадо потрясающе красивы и уже много лет живут своей собственной жизнью, украшая собой многочисленные фотовыставки и стены более ста музеев мира, они стали жемчужинами сотен личных коллекций. Про публикацию их в книгах и тиражирование фотографий Себастио Сальгадо в Интернете говорить и не приходится.
В 1994 году Себастио Сальгадо принимает решение разорвать отношения с «Magnum Photos». Вместе с женой они отрывают скорее всего самое маленькое фотоагентство в мире - «Amazonas Images». В него входит только один фотограф, собственно, сам Себастио. Кроме фотографической деятельности агентство занимается природоохранной работой. Вскоре в Бразилии супруги Сальгадо выкупили участок земли, на котором раньше стояла ферма отца Себастио, на которой родился и он сам, и открыли там «Институт Земли» («Instituto Terra»). Главная цель работы института – охрана лесов, а так же просветительская деятельность в этой сфере.
В 1998 году на месте рождения знаменитого фотографа его стараниями был учрежден заповедник и начались лесовосстановительные работы. Количество зеленых насаждений в этих местах, начиная с 1940 года, уменьшилось в 300 раз! За десять лет существования заповедника на его территории специалистами и волонтерами было посажено более миллиона саженцев деревьев! Но до полного восстановления природы этого края еще очень далеко.
Следующий проект Себастио Сальгадо связан с природоохранной деятельностью. Кто-то посчитал этот проект за кардинальную смену деятельности фотографа, но сам он так не считает. «Это продолжение уже начатых мною исследований» - говорит Себастио. Этим проектом Сальгадо решил показать всему миру уголки земли, неиспорченные цивилизацией, доказать людям, что эти уголки прекрасны. Фотограф надеется, что его новый проект поможет человечеству наконец-то понять, какое место оно занимает в окружающей среде. Этот проект он назвал Генезис, и призывает всех жителей Земли, насколько это возможно, вернуться к истокам жизни на нашей планете, к тому воздуху, той воде, тому огню, которые и породили на ней жизнь. К тем животным, которые до сих пор не приручены людьми, к тем отдаленным племенам, ведущим примитивную жизнь, остающуюся без изменений многие сотни лет, к самым ранним формам человеческих организаций и поселений.
Работу над этим проектом Себастио Сальгадо начал на Галапагосских островах, именно в тех местах, где в 1835 году Чарльз Дарвин первый раз задумался об эволюции. Впервые в своей фотографической практике Себастио снимал красивые пейзажи дикой природы, рассветы и закаты, черепах, птиц, огромных ящериц, которые казались ему маленькими драконами. Себастио было уже за шестьдесят, но он совсем по детски, по настоящему, радовался всему тому, что он видел вокруг себя. В своих записках он восторгался: «Это просто восхитительно! У меня есть даже фотография, где одна игуана обнимает другую!». После возвращения с Галапагосских островов жажда путешествий в Себастио не угасла. Он посетил Руанду, Патагонию, Камчатку и даже Антарктиду! В рамках этого проекта он много снимал в родной Бразилии. На завершение этого проекта фотограф и защитник природы планирует отвести восемь лет своей жизни. Хочется надеяться, что впереди у него еще много открытий, которыми он порадует всех нас
Себастио Сальгадо - оптимист по своей натуре. Он полон жизненных сил. В 2007 году в одном из интервью он признался, что надеется фотографировать до самого конца своей жизни, а фотографы обычно живут до старости… Удовольствие, которое Себастио получил, когда впервые взял в руки фотоаппарат, не ушло никуда. Он получает его и сейчас. Поэтому хочется верить, что за проектом «Генезис» состоятся и другие проекты мастера.
Анри Картье-Брессоном .
Однако в 1994 году он покинул знаменитое агентство и создал своё, которое называется Amazonas Images и находится в Париже. За свою жизнь Себастьян Сальгадо побывал в более чем 100 странах мира. Выпустил 12 альбомов со своими фотографиями. Имеет большое количество наград и премий. В настоящее время проживает в Париже.
По линии Всемирного банка Себастьян оказался в Африке, и происходящее там настолько его поразило, что он взялся за камеру.
И, как выяснилось, именно в репортажной и документальной фотографии Себастьян Сальгадо нашел свое истинное призвание: уже в 1979 году его приглашают работать в самое, пожалуй, знаменитое фотоагентство,. К слову, в 1994 году он создал собственное агентство
Первые годы Себастьян работает над политическими обзорами и новостными репортажами, но вскоре переходит к главной теме своей профессиональной деятельности: социальным проблемам.
Он снимает голод и засуху в Африке, нищие кварталы в городах Латинской Америки. В 1986 году выходит его первая книга «Другие Америки» и сразу же вслед за ней вторая, «Сахель: человек в беде». Два этих фотоальбома принесли Себастьяну Сальгадо мировую известность и признание коллег.
Затем были и другие проекты: о тяжелом положении рабочих, о проблемах международной миграции. Кроме того, Себастьян с женой активно занимаются природоохранной деятельностью и даже основали в Бразилии общественную организацию «Институт Земли.
Но что бы ни делал Себастьян Сальгадо, он все равно остается прежде всего фотографом, одним из тех, кто при помощи фотоснимков показывает людям разных стран мир вокруг них.