Экзистенциальное пространство Франца Кафки ~ Музей писателя в Праге
Гуляя по улицам Праги, переходя реки по мостам, все время невольно поднимаешь голову. Опомнился: «Что-то шея затекла!» Невозможно идти по этому сказочному городу и смотреть под ноги. Крепкие стены, башенки, статуи… А после я представляю, что по этим улицам ходил сам Франц Кафка, о чем-то думал, о чем-то мечтал, чего-то хотел, а писал нечто депрессивное, абстрактное, тяжелое… Возникает вопрос: «КАК? Как в этом городе можно писать ТАК?» Я бы не удивилась, если бы Ханс Кристиан Андерсен создавал свои сказки в Праге, грустные, но такие романтичные. Но как в Праге, в этом волшебном городе, можно было написать вещи, которые после прочтения оставляют липкое, скользкое послевкусие?.. Видимо, чтобы ответить на вопросы, которые сама же себе и задала, я решила посетить музей Франца Кафки. Кстати, в своих рассказах и романах Кафка никогда прямо не называет описываемых мест. Город как бы отступает на задний план, его уже нельзя узнать ни по мостовым, ни по памятникам, ни по мостам. Так, исследователи и любители творчества писателя обычно предполагают, что безымянный собор в «Процессе» - церковь св. Вита; дорога Йозефа К. в последней главе романе проходит от Старого Места через Карлов мост…
Открывает музей галерея фотографий на стене, позволяющих проследить родословную Франца Кафки, и фотографий под стеклом на полу, которые дают представление о том, в каком районе Праге жил будущий писатель. Среди последних: Пинкасова синагога, родной дом Кафки, Жатецка улица и другие. Франц Кафка родился и вырос в пражском еврейском квартале. Йозефов простирался от Староместской площади до Карлова моста через реку Влтаву. До рождения писателя в этом районе столетиями жили еврейские мистики, мудрецы, ученые, астрологи. В 1895 году начались работы по кардинальной перестройке квартала. Когда на свет появился Франц, от былого облика практического ничего не осталось. Однако дух района все-таки возымел свое действие на становление личности будущего писателя.
Ни для кого не секрет, что отношения между Кафкой старшим и младшим были напряженными. В музее представлено знаменитое письмо к отцу, написанное Кафкой в 1919 году, но так отцом и не прочитанное. Цитаты из письма (перевод на русский): «Ты же, напротив, истинный Кафка по силе, здоровью аппетиту, громогласию, самодовольничеству, чувству превосходства над всеми, выносливости, присутствию духа, знанию людей, известной широте натуры – разумеется, со всеми свойственными этим достоинствам ошибками и слабостями, к которым Тебя приводит Твой темперамент и иной раз яростная вспыльчивость…» «Иногда я представляю себе разостланную карту мира и Тебя, распростертого поперек нее. И тогда мне кажется, будто для меня речь может идти только о тех областях, которые либо не лежат под Тобой, либо находятся за пределами Твоей досягаемости…»
История первых опубликованных произведений Кафки достаточно сложна. Молодой автор весьма сдержанно относился к публикации того, что писал. Когда Макс Брод начал рекламировать его ранние произведения, Кафка ответил резким отрицанием всего литературного механизма. Маленькое примечание: Макс Брод – близкий друг Франца Кафки. Вошел в историю литературы не просто как человек, оставивший крупное творческое наследие, но и как первый биограф Франца; человек, благодаря которому сегодня мы имеем возможность наслаждаться произведениями Кафки. (Перед смертью Франц просил Макса сжечь все его рукописи, однако, к счастью, Брод этого не сделал). Ниже на фотографии представлена первая книга Кафки «Betrachtung», которая увидела свет в далеком 1912 году. Кстати, контракт с издательством также являлся инициативой Макса Брода.
Мало кто знает, что Кафка чувствовал себя скорее художником, нежели писателем. Ярким подтверждением этому является письмо Франца Фелиции Бауэр: «Знаешь, когда-то я был великим рисовальщиком, но потом в школе нас обучала очень плохая художница и начисто загубила мой талант». Из рисунков Кафки сохранилось около 50 небольших набросков и иллюстраций. Стиль их явно экспрессионистский.
Невозможно оставить без внимания личную жизнь Франца Кафки. Ей посвящена в музее отдельная экспозиция. Его отношения с Фелицией Бауэр, краткая связь с Юлией Вохрыцек, страсть к Милене Есенской и заключительный эпизод с Дорой Диамант – все это сегодня бесконечный источник для вдохновения биографов Франца Кафки и нескончаемый рудник для любопытствующих любителей творчества писателя.
На протяжении всей жизни Франц Кафка вел дневниковые записи. Из них можно почерпнуть важную информацию о становлении личности молодого писателя, о чувствах и переживаниях уже зрелого человека. Цитаты из дневниковых записей (перевод на русский): «Я часто думаю об этом и каждый раз прихожу к выводу, что мое воспитание во многом очень повредило мне. Этот упрек относится ко множеству людей, здесь мои родители, кое-кто из родственников, некоторые посетители нашего дома, некоторые писатели, кухарка, которую я запомнил, учителя (которых вспоминая, приходится, как следует сжать, чтобы кто-нибудь не выпал…), школьный инспектор, медленные пешеходы. Короче говоря, этот урок всажен, как кинжал, во все общество…» «Странное, таинственное, может быть, опасное, может быть, спасительное утешение, которое дает сочинительство: оно позволяет вырваться из рядов убийц, постоянно наблюдать за действием. Это наблюдение за действием должно породить наблюдение более высокого свойства, но не более острого, и чем выше оно, тем недоступней для «рядов», тем независимей, тем неуклоннее следует оно собственным законам движения и тем неожиданней, радостней и успешней его путь…»
Последний рассказ Франца Кафки – «Голодарь». Он работал над корректировкой произведения в то время, как сам постепенно умирал от голода: из-за воспаления горла он не мог есть. Кстати, откровением для меня стало, что взрослый Кафка был вегетарианцем. Спустя несколько дней мне удалось побывать на Золотой улочке в Праге, где какое-то время жил Франц Кафка. Маленький дом! Такое ощущение, что его строили для ребенка. Невероятно.
P.S. Фотографировать в музее запрещено. Все фотографии, представленные в данной статье, сделаны урывками без вспышки и соответствующей подготовки. Перевод некоторых цитат в статье взят из брошюры «Франц Кафка и Прага», купленной в музее за 200 крон.
Источник: http://valeriya-veidt.livejournal.com/3638.html |