Всемирное наследие ЮНЕСКО : красивейшие соборы Италии
Всемирное наследие ЮНЕСКО : красивейшие соборы Италии
Церковь и доминиканский монастырь Санта-Мария-делла-Грацие
Санта-Мария-делле-Грацие (итал. Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie) — главная церковь доминиканского монастыря в западной части Милана. В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
15 августа 1943 г. трапезную разбомбила англо-американская авиация, однако фреска Леонардо чудом не пострадала. В 1980 г. весь монастырский комплекс объявлен памятником Всемирного наследия — первым в Италии
Строительство готической церкви началось в 1469 году по заказу доминиканцев под руководством знаменитого архитектора Гвинифорте Солари. Несколькими годами позднее в 1490 году герцог Лодовико Сфорца, задумавший разместить здесь усыпальницу герцогского дома Сфорца, поручил мастеру ренесанса Донато Браманте перестроить церковь.
Такое смешение стилей оказалось очень удачным и сейчас Санта-Мария делле Грацие является одной из самых красивых церквей эпохи Возрождения. Необычайно красив великолепно расписанный купол церкви. Мастерство художников поражает.
На стене трапезной напротив "Тайной вечери" красуется прекрасная фреска «Распятие» Донато Монторфано.
«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Размеры изображения — примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.
Лодовико Сфорца Беатриче д’Эсте
Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена»
Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:
Варфоломей Иаков Алфеев
Андрей,
Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей;
Петр Иоанн Иуда,
Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цвета), Петр и Иоанн
Фома,
Иаков Зеведеев Филлип
Фома,
Иаков Зеведеев и Филипп;
Матфей Иуда Фаддей Симон Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Христаи апостолов Иуду, Петра, Иоанна. "Фреска" с итальянского "сырой", "свежий".
Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» и реакция каждого из них.
Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус Христос, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса Христа, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.
Согласно Библии, Иисус Христос предсказывает, что Его предатель протянет руку к еде одновременно с Ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус Христос тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус Христос указывает на хлеб и вино, что символизирует таинство Евхаристии.
Фигура Иисуса Христа расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса Христа находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.
Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три, которое представляет христианскую веру в Святую Троицу:
апостолы сидят группами по три человека;
позади Иисуса — три окна;
контуры фигуры Христа напоминают треугольник.
Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.
Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус Христос и находящийся справа от него апостол Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.
Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса Христа были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1768 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.
Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.
Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьезно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.
Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.
В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.
В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна.
Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.
Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.
Соборный комплекс в городе Пиза
Провинция Тоскана, где находится Пиза, принадлежит к числу самых древних регионов Италии. Здесь зародилась цивилизация тусков (этрусков), на что и указывает название этой местности. Слово Pisa на этрусском наречии означает «устье». Город был построен у слияния двух рек — некогда полноводной Арно и Серкьо, всего в 12 км от Средиземного моря. В римскую эпоху здесь возникла колония Юлия-Пизана.
Время расцвета Пизанской Республики пришлось на Средние века. Из порта на реке Арно военные и купеческие корабли выходили в Средиземное море, где конкурировали с сарацинами за право обладания Корсикой и Сардинией. Пиза торговала с Византией, с государствами Пиренейского полуострова.
Переживала республика и нелегкие времена. После долгих междоусобиц в 1509 г. Пизу окончательно подчинила Флоренция. Но нет худа без добра: войны перестали отягощать бюджет города.
Постепенно город превратился в центр науки и культуры, школу мастерства для художников и строителей. Здесь под эгидой Лоренцо Медичи приступили к строительству Дворца мудрости. Сегодня в нем находится самый популярный европейский университет
Пи́за (итал. Pisa) — итальянский город и коммуна в регионе Тоскана, на расстоянии 10 км от Лигурийского моря, административный центр одноимённой провинции.
Главной достопримечательностью Пизы является архитектурный ансамбль на площади Чудес (Piazza dei Miracoli или Campo dei Miracoli), включающий в себя собор, баптистерий, колокольню и кладбище. По мнению искусствоведа Алика Мак Лина, площадь Чудес копирует Храмовую гору Иерусалима.
Неофициальный символ города — Падающая башня, с 1986 г. вместе с площадью, собором и баптистерием имеющая статус объекта всемирного наследия
Покровителем города считается святой Райнерий (англ. San Ranieri).
Пиза́нская башня
(итал. Torre pendente di Pisa) — колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает».
Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4,9 м, на высоте галерей — 2,48 м). Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3° 54'
Башня является колокольней католического собора Campo dei Miracoli (поле чудес) и, без сомнения, является одной из самых замечательных колоколен Европы. Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII—XIV столетий. 30 декабря 1986 года ЮНЕСКО присвоило статус Всемирного наследия архитектурному ансамблю (кафедральный собор (Piazza del Duomo), баптистерий, колокольня (Пизанская башня) и кладбище).
Автор проекта так и остался неизвестен. Строительство башни велось в 2 этапа, начиная с 9 августа 1173, и с двумя длинными перерывами продолжалось почти 200 лет, до 1360 года. Первый этаж построен из белого кексика, его окружают столбы с классическими капителями, опираясь на закрытые арки.
Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Проект башни был ошибочен с самого начала — сочетание маленького, трехметрового, фундамента и мягкой почвы привело к тому, что после строительства третьего этажа (1178) башня наклонилась. Почву укрепили и в 1198 году незаконченное здание временно открыли.
Башня проектировалась вертикальной, но наклон начал чувствоваться уже в процессе строительства и может быть связан с действием таких факторов, как мягкость почвы, ненадежность или несоразмерность фундамента, размытие грунта под башней в процессе строительства.
Хотя сама башня наклонена, колокольня, построенная во второй половине XIV века наверху башни, стоит ровнее.
Эксперименты Галилея
Согласно биографии Галилея, написанной его учеником и секретарём Винченцо Вивиани, Галилей в присутствии других преподавателей сбрасывал одновременно тела разной массы с Пизанской башни. Описание этого знаменитого опыта вошло во множество книг, но в XX веке ряд авторов пришёл к выводу, что это — легенда[2], основываясь, в первую очередь, на том, что сам Галилей в своих книгах не утверждал, что провёл этот публичный эксперимент. Часть историков, тем не менее, склоняется к тому, что этот эксперимент действительно имел место
Работы по укреплению
Как из-за наклона, так и из-за оригинальной архитектуры, с 1173 года и вплоть до наших дней, башня является объектом пристального внимания. Постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать башню более устойчивой. Например, разрушающиеся колонны неоднократно заменялись. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент.
Под южной частью Пизанской башни грунт более илистый и глинистый, чем под северной, из-за чего она стала крениться, едва ее начали строить. Удержать от падения башню с помощью внешних опор было бы весьма сложно и, кроме того, любой каркас неизбежно испортил бы вид памятника. Тем не менее падение Пизанской башни удалось остановить, и более того, ее слегка выпрямили, уменьшив крен на полградуса. Все это стало результатом уникальных работ, проведенных под колокольней и вокруг нее в 1990-х.
В качестве временной меры на северной стороне (башня, напомним, падает на юг) на бетонные балки был установлен блок свинцовых брусков, которые, выступая в качестве противовеса, стабилизировали строение. Затем были исследованы нелинейные процессы, происходившие в грунте под фундаментом башни, после чего последовал ряд экспериментов со специально возведенным неподалеку от памятника бетонным фундаментом-макетом.
Эксперименты подтвердили, что башню можно немного выпрямить и стабилизировать, если выбрать часть жесткого грунта из-под северной части фундамента, то есть провести так называемую подработку. Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами – грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчеты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки
В очередной раз 15 декабря 2001 башня открылась для туристов.
В 2008 году ученые в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год.
В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30' до 3° 54'.
Итальянский Иерусалим
Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. В 1987 году архитектурный ансамбль Пьяцца деи Мираколи был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возведение кафедрального собора (Duomo di Santa Maria Assunta) в 1063 г. начал архитектор Бускетто. Он решил композицию храма в духе византийского творчества V в.
Отделку постройки продолжил зодчий Райнальдо. При нем был удлинен центральный неф и устроено четыре ряда аркад, которые визуально облегчили фасад собора. В те времена в Тоскане церкви снаружи не украшали скульптурными композициями, и архитектор щедро использовал в декоре сочетание белого и черного камня, а также инкрустации из мрамора. В то же время порталы напоминают о триумфальных арках Рима, а в стены вмонтированы мраморные блоки с латинскими надписями.
В 1064 г. под собором стала проседать почва. Однако самый большой урон сооружению нанес пожар 1596 г. Именно тогда в нем сгорели все двери, за исключением Porta di San Ranieri, выполненных в XII в. мастером Бонанно.
В интерьере царят приглушенные тона, но мрачного впечатления он не производит, так как для отделки был использован разноцветный мрамор. Среди знаменитых достопримечательностей храма — скульптура Христа в алтаре; мраморная кафедра 1302–1310 гг. мастера Джованни Пизано с искусными рельефами (представлены эпизоды из Нового Завета, детства и Страстей Христа, Страшного суда). Композиции отделены друг от друга фигурами пророков и сивилл.
Апсиду собора украшает мозаика Джованни Чимабуэ «Христос во славе». В храме находится и так называемая лампа Галилея — люстра, свисающая из-под купола на 49-метровом подвесе. Течение воздуха в куполе и сквозняки раскачивают люстру. Наблюдая за этим процессом, молодой профессор Галилей открыл закон изохронности колебаний и пришел к выводу, что маятник с жестким стержнем может служить отличным регулятором хода часов.
Баптистерий (лат. baptisterium, от др.-греч. βαπτίζω «крестить», крестильня, крещальня) — пристройка к церкви или отдельное здание, предназначенное для совершения крещения. Внутри баптистерия располагается крестильная купель, как правило, достаточно большого размера, чтобы в неё мог погрузиться взрослый человек, либо даже несколько людей. Баптистерии известны не ранее IV в. и первоначально были довольно больших размеров. Часто они служили для подготовки готовившихся принять крещение, а иногда и для собрания христианской общины.
Баптистерий является одним из примечательных элементов ансамбля Площади Чудес. Для несведущих, но интересующихся, баптистерий – это церковное здание, построенное специально для крещения. Практически всегда это строение украшено мозаикой и завершается куполом, и, конечно, внутри располагается достаточно большая купель. Данные постройки характерны в основном для раннехристианской культуры, когда массово крестили большие группы людей уже в зрелом возрасте. Затем для крещения стало достаточно небольшой купели, так как крестили в основном во младенчестве.
Возвращаясь к Баптистерию на Соборной площади, нужно отметить, что эта постройка датируется 12-14 веком и благодаря такой длительной истории создания, сочетает в себе черты романской и готической традиции. Начал создавать это архитектурное достояние Диотисальви, а заканчивали, как водится, Никколо и Джованни Пизано.
Пизанский Баптистерий имеет три яруса: нижний достаточно строгий – он украшен лишь арками, опирающимися на аскетичные, без лишней лепнины колонны, и узкими, устремленными вверх окнами; средний ярус самый изящный – он представляет собой ряд сдвоенных арок, которые венчают каменные кружева, окружающие лики святых; верхний ярус имеет зубчатые треугольные завершения над окнами, купол из красноватого камня и выступ, на котором располагается скульптура Святого Иоанна.
Николо Пизано
Предметом гордости Баптистерия являются купель и шестиугольная кафедра, относящиеся к 13 веку. Кафедра – это первая датированная работа высоко чтимого пизанцами Никколо Пизано. Она создана из белого, коричневого и светло-зеленого мрамора и легко обозрима со всех сторон. Кафедра, поддерживаемая одной центральной и шестью боковыми колоннами, несмотря на свою каменную сущность, кажется невесомой. Три из указанных колонн опираются на спины склонившихся над добычей львов, что символизирует победу христианства над язычеством. Основание же центральной колонны изображает грешника, еретика и некрещеного в гротескных чертах.
Колонны соединены между собой арками по полям которых изображены пророки и апостолы. На продолжениях колонн под парапетами изображены в аллегорической форме шесть добродетелей, а на самих можно увидеть евангельские сюжеты на тему жизни Христа. Среди них Благовещение, Рождество, «Поклонение волхвов», «Введение во храм», Распятие, Страшный суд. Все персонажи сюжетов вдохновенны и объемны, однако бесстрастны и спокойны в своем каменном величии.
Знаменит Баптистерий также и своими фресками. Среди них работы Беноццо Гоццоли на ветхозаветные темы, фреска, повествующая об эпидемии чумы в середине 14 века и фреска «Триумф смерти», датированная также 14 веком. Обе работы принадлежат кисти неизвестного мастера. Последнее произведение, как говорят, вдохновило Ференца Листа на создание знаменитого музыкального творения «Пляска смерти».
В заключение нужно отметить, что это величественное, завораживающее и конечно, слегка падающее, как и все на Площади Чудес, здание было построено во славу Святого Иоанна и является самым большим баптистерием в Италии.
Археологические памятники и патриаршая базилика в Аквилее
Аквилея (итал. Aquileia, фриульск. Aquilee) — в древности большой и знаменитый город в Северной Италии, в стране венетов.
Основан римлянами в 183—181 гг. до н. э., приблизительно в 12 км от прибрежья Триестского залива, между реками Сонциусом и Натизо, для удержания в повиновении венетов и как оплот против натиска кельтских, имерийских и истрийских племён и Македонии. Эмилиева дорога, главный путь Северной Италии, была продолжена до Аквилеи, здесь был соединительный пункт дорог, ведущих в Паннонию, Норик, Истрию, Далмацию.
Важный торговый пункт, Аквилея имела не менее важное значение и в стратегическом отношении, как ключ Италии на востоке, и потому ввиду относительной доступности Юльских Альп была чрезвычайно хорошо укреплена, главным образом усилиями Марка Аврелия. Стены этого города сдержали в 167 г. н. э. натиск германцев в маркоманской войне, те же стены остановили в 238 г. надвигавшееся с Дуная войско императора Максимина, убитого при осаде этого города.
Тогда как во времена римских цезарей многие города последовательно шли к упадку, Аквилея, напротив, всё более и более развивала своё благосостояние; император Диоклетиан построил здесь один из своих дворцов. В IV веке, когда под её стенами был убит Константин II, население Аквилеи исчислялось сотнями тысяч; она почиталась за четвёртый по значению город империи (по оценке Авзония, девятый). Конец её могуществу положил Аттила, после долгой осады разрушивший (452) этот город; его разорение довершили лангобарды в 568 г.
После варварских нашествий Аквилейская гавань должна была уступить всё своё значение гавани, лежащей на внешнем берегу лагуны в Градо. Часть населения Аквилеи переместилась в Градо, а часть бежала на запад, где основала Венецию.
Но и в период экономического упадка на месте Аквилеи долго теплилась церковная жизнь, сосредоточенная вокруг огромной базилики IV века.
От этого здания ныне можно видеть только часть баптистерия и чудесный мозаичный пол; весь остальной массив храма был возведён заново в 1031 году, а в 1379 подвергся обновлению в готическом стиле.